В.Е. Новак
БК0010-01: рекомендации фирмы ALT по улучшению клавиатуры
Если вы приобрели БК0010 не только для игр, то через некоторое время вы почувствуете, насколько существенно для общения с компьютером качество его клавиатуры.
Нужно сказать, что завод-изготовитель сделал далеко не всё от него зависящее для удобства работы[I], хотя с самого начала было ясно, что БК выгодно отличается от чисто игровых компьютеров типа Синклера именно возможностью решения серьёзных задач, таких, как начальное обучение программированию на Бейсике, Фокале, Ассемблере PDP-11, а также возможностью использования БК в паре с любым принтером как "пишущей машинки с мозгами" или для подготовки текстов в домашних условиях с последующим переносом на другие компьютеры. Такое применение БК возможно благодаря наличию режима высокого разрешения - 64 символа х 24 строки (Синклер - 32 х 24), а некоторые текстовые редакторы для БК, например EDALT, позволяют получать и большую длину строки, приближая её к машинописному стандарту.
Мы находим в клавиатуре БК два недостатка (устранимых): на первом месте, конечно, дребезг, который проявляется не только в двойных срабатываниях, но и в скрытом влиянии кода предыдущей клавиши на код последующей - неожиданно "возникают" лишние разряды и, например, вместо пробела (код 40) печатается восклицательный знак (код 41).
Обратите внимание - "виновата" предыдущая клавиша, и если вы понаблюдаете дольше, то заметите, что дребезг имеет место у одной или нескольких вполне определённых клавиш.
Второй недостаток - неоправданно большой ход клавиш, приводящий к уменьшению скорости набора текста: ведь пока предыдущая клавиша не вернётся в исходное положение, нажать новую Вы не можете - не сработает. В идеале ход клавиши должен быть небольшим, но ощутимым, а реакция мгновенной.
Не мы первые предпринимаем попытки борьбы с дребезгом, поэтому кратко рассмотрим возможные варианты действий.
Программный метод борьбы с дребезгом: если два кода поступают с клавиатуры с малым интервалом времени, то второй код игнорируется, или если сделано более грамотно, то в указанном случае игнорируется только тот код, который совпадает с первым. Первый вариант этого метода приводит к невозможности быстрой работы с клавиатурой, второй применяется в некоторых наших программах, но он, как и первый вариант, ничего не даст для устранения "дребезга второго рода" (влияющего на код следующей клавиши).
"Электрический" метод: в определённое место впаивается конденсатор, что увеличивает задержку, но результаты - те же, что и при первом варианте программной защиты. И неудивительно, бороться надо не со следствиями, а с причинами.
"Механический" метод (см. ниже) - снижает все виды дребезга в десятки раз, не требует вскрытия пломб, правда, изредка часть действий нужно повторять.
Методика доработки клавиатуры БК
Описываемая доработка решает три задачи: во-первых, снижение трения и создание для контактных устройств клавиш вязкой среды с целью уменьшения дребезга; во-вторых, очистка контактов и в-третьих, ограничение хода клавиш для повышения скорости набора текста.
Не разбирая БК, снять всё, кроме "пробела", клавиши, поддевая их одновременно с двух сторон. Клавиши сделаны из мягкой пластмассы и посажены в натяг - сломать их вряд ли удастся.
Если вы не будете выполнять рекомендации пункта 3, позволяющие надолго избавиться от дребезга, то зачистите контактные пластины в местах касания лепестков. При отсутствии более подходящего инструмента можно воспользоваться иглой или шилом. В ряде случаев именно эта операция позволяет ликвидировать дребезг. Эффективность можно контролировать по ходу чистки контактов - выключения питания БК не требуется.
Если вы хорошего мнения о своих руках, то мы рекомендуем вам осторожно подогнуть лепестки контактов, с тем чтобы уменьшить зазор и ускорить срабатывание клавиш. После этого включите питание и проверьте: если в первый момент после включения появляется один символ, а затем нажимаемые клавиши не срабатывают, значит вы "перегнули" лепестки той клавиши, код которой появляется вначале (этот код может быть и неотображаемым).
Внутрь каждой кнопки на трущиеся детали и контактные пластины положить кончиком отвёртки густую смазку типа ЦИАТИМ, расход смазки - капля величиной со спичечную головку на одну кнопку. Рекомендуемый в этом пункте метод известен давно, и многие пользователи работают с такими клавиатурами уже в течение нескольких лет.
На предпоследнем этапе нужно будет протянуть между рядами контактных устройств (кнопок) прокладки из кембрика или резины (но не поролона) сечением примерно 2,5 х 3,5 мм длиной 27 - 28 см для ограничения хода клавиш. Подберите материал и проверьте работу с ним клавиатуры: сначала нужно надеть несколько кнопок, утопив до упора, а затем просунуть под них полоску материала, включить питание и проконтролировать срабатывание и величину хода.
Наденьте все клавиши до упора, кроме крайних справа в каждом ряду.
Протяните кембрик или резинку под надетые клавиши шилом или иглой. Шило сверху втыкается в край протягиваемого между рядами кнопок кембрика (резинки) и легко проходит между надетыми клавишами. Протянуть до конца так, чтобы поле крайней справа кнопки было свободно - ведь при надевании клавиши её нужно будет вдавливать до упора (кембрик не должен мешать).
Надеть крайние клавиши и сдвинуть прокладки к центру.
Если у вас, скажем, через полгода, снова начнётся дребезг отдельных клавиш, то можно повторить описанные операции с той разницей, что снимать нужно только "плохие" и крайние кнопки.
Надеемся, что после доработки "БКашка" сможет вам доставить ещё немало удовольствия.
Адрес для справок и запросов аннотаций новых разработок:
113455, Москва, до востребования, Подкопаеву Н.Н.
[I] В 1991 г. начат выпуск БК0010-01 с "улучшенной" клавиатурой. Её отличительная особенность - наличие ступеньки на клавишах "←" и "→" рекомендации к ней не относятся.