Д.Ю. Усенков
О некоторых периферийных устройствах для БК 0010
Как известно, хорошие компьютеры имеют не только клавиатуру, дисководы и дисплей, т.е. те части, без которых работа на компьютере просто невозможна. В набор обычных для них периферийных устройств входят сегодня также принтер, джойстики, "мыши", сканеры (устройство в виде телекамеры для считывания изображений) и многое другое.
Все перечисленные дополнительные устройства для работы компьютера, конечно, необязательны и служат для облегчения работы программиста (пользователя). Владельцы БК, как оказалось, современными периферийными устройствами тоже не обделены. Уже несколько лет в фирменном магазине-салоне "Электроника" имеются в продаже джойстики и "мыши". Я хочу предложить читателям журнала некоторые сведения об этих устройствах.
1. Джойстик. В дословном переводе с английского - "весёлая папочка". Пульт управления ПУ-1 типа джойстика, как это устройство названо в руководстве по эксплуатации, предназначен для управления играми на персональных и бытовых компьютерах, а также для управления курсором на экране и работы с графическими пакетами. Один из вариантов имеющихся в продаже джойстиков представляет собой настольное устройство в пластмассовом корпусе. Джойстик оснащён так называемой анатомической ручкой с четырьмя дополнительными кнопками. Для обеспечения надёжного крепления джойстика к столу в нижней части его корпуса установлены четыре присоски. При установке джойстика на стол нужно с некоторым усилием прижать его корпус к поверхности стола, при этом присоски надёжно его фиксируют.
Габаритные размеры устройства: 120x100x180 мм.
Масса не более 300 граммов.
Порядок работы с ним следующий: управление игровым процессом на экране и изменение направления перемещения курсора осуществляется путём наклона анатомической ручки управления вправо, влево, вниз или вверх соответственно. При этом наклон ручки соответствует простому нажатию на клавиши перемещения курсора: ←, →, ↑, ↓, т.е. данный джойстик не является пропорциональным координатным устройством. Кроме того, на нём имеются четыре дополнительные кнопки: две на анатомической ручке (под указательным пальцем и сверху) и две на самом корпусе. Эти кнопки могут выполнять заранее запрограммированные действия, например, выстрел в игровой программе.
К сожалению, данный джойстик сопрягается с ЭВМ посредством стандартного семиштырькового разъёма СШ-7, тогда как порт БК 0010, к которому его нужно подключать, имеет разъём - "гребёнку".
Поэтому для работы с джойстиком на БК 0010 необходимо произвести некоторую его доработку: сделать переходник или просто перепаять разъёмы. Таблица распайки выводов устройства на семиштырьковом разъёме:
Операция |
Контакт |
Маркировка провода штекера СШ-7 |
---|---|---|
Вперёд |
5 |
Красный |
Назад |
4 |
Синий |
Влево |
1 |
Зелёный |
Вправо |
3 |
Красно-синий |
Стрельба |
7 |
Красно-зеленый |
Общий |
2 |
Без маркировки |
Из этой таблицы виден и второй "минус" данного джойстика: все четыре его кнопки распаяны на один и тот же вывод разъёма, т.е. при работе программы, использующей джойстик, нажатие на любую из четырёх кнопок даёт один и тот же результат, т.е. три кнопки из четырёх, в общем-то, бесполезны. Правда, срок гарантии на джойстик невелик (всего несколько месяцев), и можно после окончания срока гарантии аккуратно вскрыть корпус и перепаять контакты кнопок на разные выводы порта БК-0010 (при этом придётся заменить имеющийся у джойстика соединительный кабель другим, с большим числом жил).
2. "Мышь" - устройство ввода координатное (УВК-1).
Предназначено для расширения потребительских свойств ПЭВМ БК. Устройство является средством ввода графической информации в ЭВМ, а также позволяет перемещать курсор или элемент изображения по экрану дисплея, вводить данные в ЭВМ и использовать графику делового назначения.
УВК-1 выпускается специально для ЭВМ БК-0010 и БК-0010.01 и подключается к разъёму порта БК с помощью многоштырьковой вилки-"гребёнки". Таким образом, в отличие от джойстика, никакой переделки устройства для его подключения к БК не требуется.
Примечание. В некоторых компьютерах необходимо внести изменения в их внутреннюю схему соединений с портом - адрес организации, выполняющей эти изменения, дан в руководстве по эксплуатации.
"Мышь" представляет собой небольшое устройство с вкладным шариком. Его катают по гладкой поверхности стола (максимально допустимая скорость перемещения 0,2 м/с), при этом движения курсора повторяют движения корпуса "мыши" (разрешающая способность 0,5 мм). В руководстве по эксплуатации дана тестовая программа для графического ввода рисунка в БК с помощью "мыши". Из неё легко можно понять, каким образом производится передача данных из устройства в ЭВМ.
При рисовании с помощью "мыши" переход в режим записи графической информации производится кратковременным нажатием на клавишу "Л", выход из режима записи - повторное нажатие "Л". Аналогично переход в режим стирания - клавиша "П", выход - повторное нажатие "П".
При одновременном нажатии клавиш "Л” и "П" происходит выход из графического режима.
Питание УВК: напряжение +5,0±0,5 В; максимальный ток 180 мА; габаритные размеры 80x115x50 мм
Масса не более 0,25 кг.
Длина присоединительного кабеля 1000 мм.
Примечание. Вообще-то, "мышь" не обязательно катать по стопу. Можно перевернуть её вверх ногами и просто рукой поворачивать шарик. При этом для работы с "мышью" требуется меньшее пространство.
Цена устройства "мышь" 185 рублей, цена джойстика 51 рубль.
По рекламе всё в том же магазине "Электроника" появились: дисковод (цена около 980 рублей) и принтеры (цена от 1500 до 3000 рублей).
И ещё. Хочу поделиться с читателями журнала опытом нестандартного использования интерпретатора Бейсик. С его помощью можно не только составлять и просчитывать программы. Предположим, нужно какую-то информацию (например, куски текста) записать на магнитную ленту, причём каждый блок информации имеет свой порядковый номер и все эти блоки у вас написаны "вперемешку". Тогда можно вводить эти блоки текста вместо строк программы подряд, начиная с порядкового номера. Компьютер расставит блоки текста в порядке возрастания номеров и позволит записать текст на магнитофон, пользуясь теми же командами, которые используются для записи программ. То, что введённые строки текста не являются строками программы, БК просто "не почувствует". (Кроме, конечно, попыток запустить такую лжепрограмму на выполнение.)