ЭЛЕКТРОНИКА БК-0010 ДОМА И В ШКОЛЕ
Как бы ни увеличивался выпуск и ни расширился в дальнейшем ассортимент отечественных персональных ЭВМ, компьютер Электроника БК-0010 наверняка останется в нашей памяти - это первая вычислительная машина, поступившая в магазины для широкой продажи. Говорят, что среди производственников, обсуждавших целесообразность серийного выпуска БК, высказывались сомнения: будут ли покупать этот компьютер «за наличные»? Стоит он немало - 600 рублей, то есть во много раз дороже среднего микрокалькулятора, а вкус к работе с персональными компьютерами у нас пока ещё не привился. К тому же возможности БК довольно скромны в сравнении с тем, что предлагают пользователю хорошие зарубежные и отечественные микро-ЭВМ. Это, кстати, подчёркнуто и в самом названии, вместо устоявшегося уже «ПК» - «персональный компьютер» мы видим аббревиатуру «БК» - «бытовой компьютер», то есть ЭВМ для дома, для игр, развлечений, создания личного архива, картотеки, справочника, решения сравнительно простых задач. Правда, за рубежом ЭВМ такого же класса спокойно именуют «персональными компьютерами», хотя некоторые из них по ряду важных показателей уступают нашему БК.
В середине 1984 года первые БК-0010 появились на прилавках фирменных магазинов «Электроника» в Москве и Ленинграде, и все сомнения относительно спроса были сразу же развеяны - желающих иметь дома компьютер оказалось так много, что покупателю приходилось по нескольку месяцев ждать своей очереди. Эта невесёлая ситуация сохраняется и сейчас, когда выпуск БК-0010 заметно увеличился. Чтобы удовлетворить спрос на личный компьютер, нужно, видимо, от продажи нескольких тысяч БК в год перейти к десяткам или даже сотням тысяч.
Первое, что должен узнать потенциальный пользователь БК-0010 о своём будущем приобретении, так это то, что компьютер работает в комплекте, который уже можно считать классическим: вместо дисплея к нему подключается телевизор, а устройством внешней долговременной памяти служит кассетный магнитофон. Продаётся БК-0010 в комплекте только с блоком питания, предполагается, что у пользователя уже есть телевизор и магнитофон. К сожалению, в комплект не входит модулятор для подключения компьютера к антенному входу телевизора (см. «Наука и жизнь», № 7, 1987 г.). Предполагается, что компьютер будет подключаться непосредственно ко входу видеоусилителя телевизора. Разъём для подключения к этому видеовходу имеется далеко не у всех телевизоров, и пользователю нередко приходится самому устанавливать этот разъем либо прибегать к помощи радиомастеров. Сейчас для модулятора узаконен один из каналов дециметрового ТВ-диапазона, и, видимо, вскоре модулятор будет включён в комплект БК.
О некоторых особенностях и возможностях микрокомпьютера БК-0010 журнал уже писал («Наука и жизнь», №№ 8, 10, 12, 1986 г. и № 4, 1987 г.), а в нашем коротком рассказе для будущего пользователя представлены некоторые общие сведения о компьютере и программах для него.
Главная, пожалуй, особенность компьютера БК-0010 - это использование 16-разрядного микропроцессора в отличие от 8-разрядных процессоров в большинстве машин подобного класса. Иными словами, БК-0010 обрабатывает информацию вдвое более крупными порциями, чем его восьмиразрядные коллеги, что, в частности, решающим образом влияет на реальное быстродействие машины.
Адреса в компьютере БК-0010 тоже 16-разрядные, то есть в каждом адресе 16 двоичных знаков (единиц и нулей), 16 бит, или, иначе, 2 байта. Шестнадцатиразрядные адреса, кстати, мы встречаем и у многих 8-разрядных машин: когда говорят о разрядности ЭВМ или процессора, то подразумевают разрядность операндов, то есть длину тех «слов», с которыми работает машина, а разрядность адреса - это совсем другая характеристика. При 16-разрядной адресации, если не прибегать к ухищрениям, можно иметь примерно 64 тысячи разных адресов, разных, непохожих комбинаций единиц и нулей. В компьютере БК-0010 в каждую ячейку памяти с самостоятельным адресом укладывают половину 16-разрядного слова, то есть один байт, и общая ёмкость памяти составляет 64 килобайта - 64К. Вся память распределена следующим образом: по 32К отдано постоянному и оперативному запоминающим устройствам - ПЗУ и ОЗУ; две части ПЗУ по ВК называют сменными, они включаются в машину через многоконтактные разъёмы в прикрытом крышкой небольшом углублении на лицевой панели. Одна из микросхем ПЗУ пользователя ёмкостью ВК входит в комплект машины и ещё на заводе установлена в свой разъем - в ней записан язык программирования Фокал, с которым работает БК-0010. Второй разъем пока свободен, то есть реальная ёмкость ПЗУ пока составляет 32-8=24К. Пользователь может применить имеющийся резерв для того, чтобы ориентировать машину на решение каких-либо специальных задач с помощью самостоятельно изготовленного блока ПЗУ на ВК.
Из общей ёмкости ОЗУ, равной 32К, отдано в распоряжение пользователя 16К, а остальные 16К используются для хранения информации, отображаемой на экране. Вывод рисунков возможен в нескольких режимах, в частности, изображение может формироваться из 512X256=135 072 точек или из 256X256 = 65 536 точек. Во втором режиме точка имеет уже не две градации яркости «светлая, тёмная», а как бы четыре и в этом случае о каждой точке в ОЗУ нужно хранить не один бит («тёмная» - «светлая») информации, а два бита. Компьютер даёт возможность использовать этот дополнительный бит для получения не кажущихся (светятся одна или две соседние точки, образующие элемент картинки), а истинных градаций яркости, а также для формирования цветных картинок. В последнем случае нужно подать три сигнала из компьютера на так называемый RGB-вход цветного телевизора, то есть на усилители, управляющие отдельно «красным», «зелёным» и «синим» лучами кинескопа. Для этого пока, к сожалению, нужно произвести некоторые изменения в схеме компьютера и телевизора, хотя и несложные, но требующие определённой квалификации.
Вывод текстовой информации осуществляется также в двух режимах - 25 строк (одна из них служебная) по 64 символа в каждой (символ появляется в растре из 8 X 8 = 64 точки) или по 32 более широких символа (16X8 = 128 точек). Предусмотрен режим, при котором пользователь для решения сложных, громоздких задач получает 28К из общих 32К оперативной памяти, а для экрана остаётся 4К. Этого вполне достаточно, если нужно вывести на экран сравнительно небольшой объем информации, скажем, несколько строк окончательного ответа.
Подключаясь к единой многопроводной внутренней магистрали компьютера, можно сравнительно легко встраивать его в различные системы управления, демонстрируя немалые производственные возможности бытового компьютера. Из многих аппаратных особенностей БК-0010 отметим ещё одну - в компьютере есть простейший аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), с его помощью, например, речевой сигнал, поступающий с микрофона, превращается в наборы двоичных чисел, запоминаемых в ОЗУ (см. «Наука и жизнь» № 10 1986 г.). В нужный момент эти числа извлекаются из памяти и проходят обратное преобразование в цифро-аналоговом преобразователе (ЦАП), то есть вновь превращаются в речевой сигнал, который воспроизводится встроенным звукоизлучателем. Таким способом компьютер может «голосом» комментировать свои действия в играх или обучающих программах.
Конструкция БК-0010 достаточно проста - она состоит из двух печатных плат, установленных в плоском пластмассовом корпусе размерами 370X180Х70 мм. На одной из плат все микросхемы, основная часть всей электроники БКГ на другой плате - клавиатура; при нажатии на клавишу её металлическая мембрана касается токопроводящих дорожек на печатной плате и осуществляет нужное соединение. Сами клавиши не снабжены пластмассовыми толкателями, а лишь закрыты общей прозрачной плёнкой - шильдом. Под плёнкой лежит бумажная вкладка с обозначениями всех клавиш, и цветом выделены рабочие зоны - буквы, цифры, управляющие клавиши. Такая клавиатура проста, позволяет оперативно менять обозначение клавиш, но имеет ряд недостатков. В частности, на ней трудно работать слепым методом - пальцы лишены каких-либо «точек опоры», оператор быстро теряет ориентацию и переходит на соседние поля. В своё время разработчики самого дешёвого в мире компьютера «Синклер ZX-80» вынуждены были отказаться от подобной простой клавиатуры, новую клавиатуру начинают применять и в БК-0010. Уже сейчас его школьный вариант БК-0010Ш имеет клавиатуру с отдельными пластмассовыми кнопками. Кстати, многие пользователи, купившие первые модели компьютера, сами наклеили на клавиатуру пластмассовые кубики, имитирующие кнопки.
Семейство компьютеров БК можно условно разделить на три ряда: два уже существуют и развиваются, третий - проектируется. При этом конструкторы с благодарностью рассматривают все предложения (их можно направлять в адрес редакции журнала), связанные с выбором параметров будущего бытового компьютера.
В ряд БК-0010 входит одна из его последних модификаций - БК-0010.01. Её важные отличительные особенности - новая клавиатура, полное использование всех адресов, выделенных для ПЗУ, и размещение в ПЗУ упрощённого аналога популярной сейчас в Японии версии Бейсик-MSX. Одно из его достоинств - встроенный редактор текстов, он, в частности, помогает быстро вносить изменения в программу. Важно отметить, что транслятор, то есть «переводчик» Бейсик-MSX, - это не интерпретатор (поочерёдно переводит команды в машинные коды и тут же их исполняет) и не компилятор (переводит программу в машинные коды, записывает их в память, а затем быстро исполняет одним «залпом»), что имеет свои достоинства и недостатки - интерпретатор, в частности, позволяет легче отлаживать программы, компилятор - быстрее их исполнять. В компьютере БК-0010.01 используется, если можно так сказать, компилятор с элементами интерпретатора, что позволяет в какой-то мере получить достоинства и того, и другого. В частности, такой необычный «гибрид» языка по столь важному параметру, как быстродействие, ставит БК-0010.01 в ряд популярных зарубежных домашних компьютеров. В то же время машине требуются большие, чем для «чистого» интерпретатора, объёмы памяти, а этим ресурсом БК, мягко говоря, не слишком богат.
У языка Фокал, который долгое время был единственным для БК-0010, немало поклонников и противников. Впрочем, все они сходятся в одном: два основных недостатка Фокала - это слишком медленное исполнение программ и отсутствие стандартных средств, которые позволяли бы использовать вместе с программой на Фокале её фрагменты, написанные в кодах.
Программное обеспечение, которое прилагается к компьютеру, пока вполне умещается на одной кассете. Но, во-первых, уже значительно расширился набор программ, разработанных по заказу завода-изготовителя (хотя, к сожалению, ещё не ясно, как эти программы будут продаваться), и, во-вторых, более 400 программ создали сами пользователи. В числе заказных программ есть Форт и Ассемблер - языки программирования, которые можно загрузить в ОЗУ с кассетного магнитофона, есть полезные для студента и исследователя программы управления лабораторным оборудованием, позволяющие к тому же вести статистическую обработку полученных результатов.
Чтобы облегчить составление программ, были созданы специальные вспомогательные программы, которые принято называть системными. «Отладчик», например, помогает писать программы в машинных кодах, «Ассемблер» - основной язык программистов, которые хотят максимально использовать потенциальные возможности БК; «Дисассемблер» превращает кусочки программы, записанной в машинных кодах, в запись, принятую в ассемблерах; «Фокод» - программа, исправляющая один из недостатков Фокала, с её помощью можно встраивать в программу на Фокапе фрагменты, записанные в машинных кодах.
Кроме системных, пользователи создали множество деловых программ: словари, записные книжки, телефонные справочники, которые способны сами набрать нужный номер. Несмотря на то, что создание интересной игровой программы - сложная задача даже для квалифицированного программиста, именно эти программы уже появились в довольно большом количестве. Среди них, так называемые динамические игры - «Форт» и «Тетрис», где требуется быстрота реакции и чёткое логическое мышление. Есть и традиционные игры - «Шахматы», «Реверси», «Крестики-нолики». Музыкальные возможности БК-0010 представляет программа «Меломан», с помощью которой можно подбирать достаточно сложные мелодии, редактировать их, изменяя темп и громкость звука. Результат можно сохранить в виде набора данных, записанного на магнитофон. Лучшая программа из тех, что позволяют компьютеру «разговаривать», - это «Голос 2». Программа, неплохо демонстрирующая графические возможности БК, - «Компьютерный мир», она выводит на экран изображение домика, дерева, облака и другие элементы «пейзажа», и дети, не зная языков программирования, за несколько минут разбираются, как манипулировать фрагментами изображения, создавая свой собственный вариант картинки.
Основой второй ветви семейства БК станет БК-0011, он ожидается в продаже в начале будущего года и будет стоить в полтора-два раза больше предыдущей модели. Это связано с существенными отличиями новой машины. Ёмкость её ОЗУ, в частности, увеличена до 128К, ёмкость ПЗУ - до 40К с возможностью подключения внешнего блока ещё на 32К. В компьютере много интересных для пользователя особенностей, например, два отдела (две страницы) экранной памяти ОЗУ: один из них формирует текст или картинку на экране, при этом во втором одновременно готовится следующая картинка, что, конечно, делает общение с машиной более динамичным. К компьютеру через внешний разъем можно подключать небольшие дополнительные блоки, в них могут быть микросхемы, расширяющие ПЗУ, устройства для быстрой проверки компьютера, для включения его в локальную (местную) сеть ЭВМ, для сопряжения с накопителем на магнитных дисках.
Компьютеры БК-0010 и БК-0011 имеют модификации с индексом «ш» - «школьные». Их появление связано с тем, что с прошлого года в школьные программы без долгих дискуссий введён курс информатики. Промышленность не была готова к этому событию (хотя сама должна была его готовить или по крайней мере предвидеть), и пришлось создавать учебные классы для курса информатики на основе бытового компьютера. В разных городах существует примерно 1,5 тысячи классов, где на рабочем месте ученика (РМУ) используются БК-0010Ш, а на рабочем месте преподавателя (РМП) известный диалогово-вычислительный комплекс ДВК-2М, в состав которого входят накопитель на гибких магнитных дисках и печатающее устройство. Преподаватель со своей машины может общаться сразу со всеми компьютерами класса или только с одним, может вводить в эти компьютеры информацию или, наоборот, получать информацию от них. Пока созданы типовые компьютерные классы (их официальное название - КУВТ, комплект учебной вычислительной техники) на 12 РМУ, но уже готовятся большие комплексы, где в единой учебной сети смогут работать более 60 машин. Придут в класс и новые машины, разработанные специально для школы, в частности КУВТ «Корвет». Многое делают для совершенствования учебных классов и сами пользователи. Ими созданы такие, например, системы, как разработанная под руководством Ю.Я. Кузьмина «Рига», позволяющая в классе, сформированном только из компьютеров БК-0010, проводить занятия по основам устного счёта, арифметики, правописания, химии, вычислительной техники, музыкальной грамоты, географии.
Опыт использования компьютеров БК-0010 в школе позволяет сделать ряд важных выводов (приятных и не очень приятных) как о самой технике, так и о взаимодействии школьника с компьютером. Пытаясь составить собственное мнение о существе дела, мы посетили несколько школ, беседовали с учениками и с учителями. Открывшуюся картину лучше всего, пожалуй, отображает факт, на который обратила наше внимание Галина Семеновна Ганюшевская, директор московской 72-й специальной средней школы: ученики пятых - восьмых классов, у которых нет пока уроков информатики, как великое благо выпрашивают разрешение произвести уборку в компьютерном классе, с тем, чтобы попутно хоть немного поработать с вычислительной машиной.
А. БОЙКО, Р. ЧИКОРУДИ.