ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЭВМ

Четыре месяца назад мы приобрели в магазине «Электроника» в Москве бытовой компьютер «БК-0010», и с тех пор сын и жена заболели «компьютерной болезнью». (Я ею болен уже 15 лет, как говорят, по долгу службы и велению сердца.)

Для тех, кто ещё не знает, что это за ЭВМ, приведу её очень краткое описание. Внешне это пластмассовая прямоугольная коробка с размерами 36X25X4 см, на верхней стороне которой помещена клавиатура, подобная той, что на пишущих машинках (только в компьютере каждая клавиша может нести до шести различных знаков). В качестве дисплея используется телевизор, в качестве внешнего запоминающего устройства для хранения программ и данных - кассетный магнитофон «Электроника-302». Программировать задачи можно как на языке «Фокал» (именно на нем составлены приводимые мною программы), так и в машинных кодах. Информация выводится на дисплей в виде алфавитно-цифровых и графических символов либо по 64, либо по 32 символа в строке.

Для чего нам дома ЭВМ и что мы с ней делаем? Этот вопрос нам задают многие знакомые, и я постараюсь частично на него ответить, хотя сделать это нелегко. Чем больше ты узнаешь о машине и делаешь программ, тем больше хочется узнать и сделать.

Причины, по которым человека охватывает «компьютерная болезнь», можно разбить на две группы: эмоциональные и рациональные. Первая группа связана с удовлетворением его творческих и интеллектуальных потребностей. Программирование - увлекательнейшая игра, дающая возможность думать, изобретать, созидать. Несказанное чувство удовлетворения испытываешь, когда заставишь машину сделать то, что задумал. При этом не всегда важно, имеет ли программа какое-либо практическое применение. Важно, что ты узнал что-то новое, чему-то научился. Примерами таких программ являются созданные моим пятнадцатилетним сыном модель машины Поста, модель игры «Жизнь» («Эволюция»), просто различные картинки.

Вторая группа связана с практическим применением машины в быту, учёбе, работе, отдыхе. Что касается непосредственно быта - скажем, управления варкой супа или стиральной машиной, то реализация подобных программ весьма проблематична, хотя машина имеет соответствующие возможности. А вот помочь составить меню и предложить конкретные рецепты в зависимости от имеющихся у вас продуктов она вполне может. Компьютер также может быть полезен при планировании и анализе семейного бюджета.

Очень большим подспорьем служит ЭВМ в учёбе школьников и студентов. Не считая того, что знание программирования само по себе весьма полезно и даже необходимо для современного человека, учебные программы позволяют зрительно представить явления, происходящие в природе и технике, провести в короткое время множество вычислительных экспериментов, исследуя какой-либо процесс.

С: ФОКАЛ-БК0010
1.10 S M=120;S N=136
1.20 X FCHR(12)
2.10 F Y=0,3,120;F X=0,3,120;D 3
2.20 Q
3.10 S M1=FSBR(5,M); S N1=FSBR(5,N)
3.20 S A=FCOS(M1/2)/FSQT(M1)+
     FCOS(N1/2)/FSQT(N1/2)-0.1
3.25 I (A) 3.4
3.30 X FT(1,X,Y);X FT(1,X,240-Y);
     X FT(1,256-X,240-Y); X FT(1,256-X,Y)
3.40 CONTINUE
5.10 S &=FSQT((X-&)^2+(Y-120)^2)+0.01

Примечание.gid: Эта программа рисует совершенно иной рисунок, чем на скриншоте автора, а что исправить, чтобы рисовалась такая красота, понять не удалось.

  

С: ФОКАЛ-БК0010
1.10 X FCHR(10,155); E
1.20 A "УГОЛ",U,"К. ТРЕНИЯ",K
1.30 A "СКОР.",V,"К. ПРИ G",T
1.40 S G=3;S Y=99.5*T+139.5
1.50 S U=U*3.14159/180
1.60 S VX=V*FCOS(U)
1.70 S VY=-T*V*FSIN(U)/0.65
1.80 X FT(0,256,Y)
1.90 X FV(1,0,Y)
1.95 I (K) 3.1
2.10 S VX=VX*(1-K)
2.20 S VY=G+VY*(1-K)
2.30 S X=X+VX; S Y=Y+VY
2.40 X FV(1,X,Y)
2.50 I (Y-240) 2.1
2.60 X FCHR(155)
2.70 G 1.1

Приведу две простые программы на эту тему и результаты их работы, выведенные на экран телевизора. Первая программа отображает картину интерференции волн двух когерентных источников колебаний. Это примерно то, что можно увидеть, бросив в воду одновременно два одинаковых камешка на небольшом расстоянии друг от друга. Программа строит картину по точкам. Если разность расстояний от точки до источников волн кратна условной длине волны, точка выделяется светлым крестом. Построение законченной картины требует немало времени, около 30 минут. Зато вторая программа работает практически мгновенно. Она предназначена для исследования траектории тела в вязкой среде, движущегося с заданной начальной скоростью под действием силы тяжести. Решается система дифференциальных уравнений

d2x/dt2=-adx/dt;
d2y/dt2=-ady/dt-b,

и результаты решения отображаются на дисплее. Условия варьируются, и за несколько минут возникает широкий спектр траекторий - от классической параболы (а = 0) до круто загибающейся книзу кривой, соответствующей высокому сопротивлению среды.

Домашняя ЭВМ может быть полезна и физикам, и лирикам. Жаль только, что пока ещё так редко она появляется в продаже.

И. ЛЬВОВ (г. Москва).


 

ГОДИТСЯ ЛЮБОЙ МАГНИТОФОН

Вот уже несколько лет я использую программируемый калькулятор «Электроника БЗ-34» для разных расчётов, в том числе и для обработки экспериментальных данных. Большие трудности создаёт при этом ограниченность памяти калькулятора.

Но вот в продаже появился бытовой компьютер «БК-0010». Покупка его сулила массу преимуществ: скорость более 100 операций в секунду, возможность запомнить более полутора тысяч чисел и, наконец, долгожданная возможность записать программу и данные на магнитофон и не вводить их заново при каждом включении ЭВМ. Запись на магнитную ленту позволяет накапливать библиотеку программ и обмениваться ими с другими владельцами «БК».

Магнитофон (правда, не имеющий линейного выхода, зато имеющий счётчик метража) у меня уже был, однако возникло непредвиденное затруднение. Согласно инструкции, «БК-0010» работает с магнитофоном одной-единственной марки - «Электроника-302». Покупать второй магнитофон было нелогично, и я решил попробовать использовать свой. Приложив определённые усилия, я убедился, что «БК-0010» может работать практически с любым магнитофоном - достаточно лишь сделать соответствующий соединительный кабель. Я использую кабель, схема которого приведена на рисунке. Основное условие надёжного считывания программы с магнитной ленты - достаточно большая (около 0,5 вольта) амплитуда сигнала. Она устанавливается регулятором громкости.

 

М. МАКСИМОВ (г. Москва).

Performed by © gid, 2012-2024.