А.А. Саяпин, г Москва
СЕТЕВАЯ СИСТЕМА SPRUT2
Краткое описание
Назначение и условия применения
Сетевая система SPRUT2 разработана с целью максимального использования широких возможностей локальной сети 75 Кбод на базе компьютеров семейства БК. Система обеспечивает выполнение на периферийных компьютерах БК-0011М программ для БК-0011М (расширение SAV) и программ для БК-0010 в машинных кодах (.BIN), на языках FOCAL (.FOC) и BASIC (.ASK, .COD). Программы могут читать и писать файлы данных на диски центральной ПЭВМ.
Система работоспособна при наличии сетевого оборудования и с операционной системой V4.0 и старше. Операционная система может находиться в любом режиме (предпочтительнее виртуальный). Файлы сетевой системы SPRUT2 должны располагаться на системном диске.
Запуск системы
Если операционная система находится в стандартном режиме, рекомендуется перейти в виртуальный командой .Setswp Memory.
Перед запуском системы могут быть заданы дополнительные однобуквенные имена устройств, доступных периферийным машинам в процессе работы. Эти устройства задаются командой операционной системы .Assign. В поставляемых ИНТЕРСЕРВЕРом операционных системах в стартовом командном файле задаются следующие имена устройств:
.Assign BY0 A .Assign BY1 В .Assign SY С .Assign LD7 D
Запуск системы осуществляется командой .SPRUT2. После этого периферийные ПЭВМ можно включать в сеть двумя способами либо включением питания, либо перезапуском ПЭВМ путём нажатия клавиш [АР2]/[ЛАТ], [АР2]/[СБР]. В обоих случаях вхождение в сеть происходит автоматически.
Работа в системе
Пользовательский интерфейс системы выполнен по принципу двухпанельного управления в стиле Norton Commander для IBM PC. Панели содержат каталоги выбранных устройств в центральной ПЭВМ. Левая панель носит название системной, каталог в ней выводится в порядке расположения файлов на устройстве. Правая панель называется рабочей, её каталог отсортирован по алфавиту.
В нижней строке экрана отображаются функциональные клавиши. Их ввод осуществляется одновременным нажатием [АР2] и соответствующей цифровой клавиши. Приведём их список и назначение:
1 (Help) |
- справочник; |
2 (Left) |
- переход в левую панель и чтение каталога; |
3 (Right) |
- переход в правую панель и чтение каталога; |
5 (ВК0010) |
- вход в режим эмуляции БК-0010; |
0 (Quit) |
- выход из системы. |
Для запуска программ на периферийной ПЭВМ нужно подвести курсор на требующийся файл и нажать [ВВОД]. Переход между панелями осуществляется клавишей [ТАБ]. Файлы данных для исполняемых программ записываются на устройство, каталог которого приведён в рабочей панели.
Следует отметить, что таким образом запускаются программы с расширением SAV и BIN (т.е. программы в кодах для БК-0011М и БК-0010). На файлы с другими расширениями система не реагирует. Для исполнения программ для БК-0010 на языках FOCAL и BASIC служит функциональная клавиша (5) Нажимая одновременно [AP2]/[B], можно вы брать текущий режим БК-0010 - FOCAL или BASIC (при этом меняется текст в нижней строке экрана). Войдя в этот режим можно работать с языками FOCAL или BASIC как на отдельной ПЭВМ БК-0010
Функциональные клавиши [2] и [3] предназначены для чтения каталогов других устройств в соответствующие панели. При их нажатии выдаётся запрос «...Drive letter [ABCD.]». Следует ввести одну из букв в квадратных скобках. Точка соответствует рабочему диску центральной ПЭВМ. Другие имена устройств задаются командой .Assign операционной системы.
Функциональная клавиша [1] предназначена для получения справочника по сетевой системе SPRUT2. Выйти из SPRUT2 в операционную систему можно клавишами [АР2]/[0].
Сообщения системы SPRUT2
Hardware error - ошибка сетевой аппаратуры;
Insufficient memory - недостаточно памяти;
ROM error - ошибка ПЗУ в странице #12;
No module - на системном диске нет модулей системы или ни один не считан.
С.А. Разбитной,
г. Москва
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА БК
Существует, по крайней мере, три типа программ, основная функция которых - построение изображения на экране дисплея. К первому типу можно отнести графические редакторы - программы, позволяющие сформировать картинку на экране и сохранить её, как правило, в растровой форме. Ко второму типу относятся плоскостные системы геометрического моделирования. Они отличаются тем, что в памяти машины хранится не изображение на экране, а параметры геометрических объектов - точек, прямых, окружностей и т.д. Параметры этих объектов соответствуют реальным координатам, а на экран выводится полное изображение или его фрагменты в произвольном масштабе. И наконец, третий тип - пространственные системы геометрического моделирования. В памяти хранятся трёхмерные координаты, а изображение выводится на экран в произвольном виде и масштабе.
Системы геометрического моделирования (СГМ) используются во всём мире уже более 20 лет и составляют основу пакетов автоматизации конструирования и производства. (Простейший пример - выпуск чертежей.) Ресурсы памяти и быстродействия, необходимые для работы такой системы, значительно превышают возможности бытового компьютера. Тем не менее, автором разработана плоскостная система геометрического моделирования для БК-0010, в которой реализованы основные функции, используемые в современных СГМ.
Эта программа предназначена для точных геометрических построений на плоскости. Создаваемая геометрическая модель может состоять из объектов трёх типов: точек, отрезков прямых и дуг окружностей. Для точки в памяти машины хранятся её координаты, для отрезка - координаты его концов, для дуги - координаты центра, радиус и углы, соответствующие начальной и конечной точкам. Координаты измеряются в любых единицах.
Работа с программой сводится к построению точек, прямых и окружностей. Для задания точки можно указать её позицию на экране, ввести координаты, смещение от существующей точки по координатным осям или вдоль прямой. Можно построить точку на конце дуги или отрезка, в центре окружности, а также использовать точку пересечения двух линий.
Для построения отрезка прямой можно задать координаты его конца, указав их на экране или введя числовые значения. Можно также построить отрезок под заданным углом к оси X, параллельно или перпендикулярно другому отрезку, построить касательную к окружности или к двум окружностям.
Окружность задаётся положением центра и длиной радиуса либо строится по трём точкам. Реализованные в системе функции обеспечивают любые построения, которые могут быть выполнены с использованием линейки и циркуля.
Для управления программы используется система меню. Меню, представляющее собой список функций, выводится в нижней части экрана под графическим изображением. Функция выбирается нажатием соответствующей цифровой клавиши.
Изображение выводится на экран в произвольном масштабе. Программа позволяет увеличить или уменьшить текущий масштаб вдвое с указанием нового центра рисунка, выделить на экране прямоугольную область, указав границы курсором, и вывести содержащееся в ней изображение во весь экран, а также рассчитать максимальный масштаб, в котором рисунок полностью помещается на экране.
На созданном изображении программа позволяет определять координаты, измерять расстояние и угол, вычислять площадь треугольника, заданного координатами вершин.
Любой объект, который в данный момент не требуется для работы, может быть временно погашен, а потом, если необходимо, вновь отображён на экране Линии промежуточных построений могут быть удалены.
С каждым объектом связан параметр, называемый номером уровня Все объекты, имеющие один и тот же номер уровня, образуют группу, которая может быть вызвана по этому номеру.
Программа написана на языке Фокал и занимает почти всю память БК-0010. Свободного пространства хватает для размещения 30-40 объектов, что позволяет использовать программу, как правило, только в учебных целях. Та же программа, переписанная на БЕЙСИКе, к сожалению, не помещается в памяти БК-0010, но её реализация на Спектруме с памятью 48К позволяет создать около 80 графических объектов. Объём исходного текста программы на Бейсике для IBM PC составляет 60-80К, в зависимости от включаемых в неё модулей. В отличие от версии для БК, это уже «полномасштабная» программа, предназначенная для выпуска чертежей. Она является составной частью программного комплекса ГЕМОС (геометрическое моделирование обводов самолёта) для IBM-совместимых ПЭВМ, разработанного специалистами ОКБ им. А. С Яковлева и использовавшегося при проектировании и производстве самолётов Як-54, Як-11 2, Як- 58 и др.
Характеристики данной программы и опыт работы с ней показывают, что на БК- 0011 возможна реализация рабочей версии плоскостной системы геометрического моделирования. Несмотря на слабые возможности этой машины по сравнению с IBM PC, её можно будет использовать для конструкторских работ, а возможность файловой совместимости БК с IBM позволит выводить чертежи на графопостроитель.
Желающие приобрести систему ГЕМОС и ознакомиться с её демоверсией могут обращаться в редакцию по телефону: (095) 208-30-78.
Уважаемые читатели!
В письмах, приходящих в редакцию, пользователи БК задают множество вопросов. Мы попытались выделить наиболее интересующие наших читателей темы:
- организация буферизованного доступа к файлам в ОС ANDOS (операции типа «открытие/закрытие файла», «ввод/вывод байта», «перемещение указателя текущей позиции» для чтения/записи байта в произвольном месте файла - прямой доступ - и т.д.) и обеспечение возможности работы одновременно с несколькими файлами произвольной длины с добавлением информации к уже существующему файлу;
- звуковые эффекты (в том числе синтез речи и многоголосные мелодии);
- распознавание спектра звукового сигнала, поступающего с магнитофона (в том числе с подключённого к нему микрофона), и выделение основной частоты;
- реализация систем печати текста в графическом режиме с загружаемым по выбору пользователя драйвером принтера и подгружаемыми в процессе работы шрифтами (в том числе разрабатываемыми пользователем);
- самодельные периферийные устройства («световое перо», дигитайзер, чувствительный к давлению планшет, сканер и др.);
- спрайтовая графика и видеоэффекты;
- листинги игр;
- реализация языков программирования (Паскаль, Си).
Приглашаем всех, кто располагает какой-либо информацией по перечисленным выше темам, поделиться своими знаниями и опытом через наш журнал Список тем в дальнейшем будет дополнен по вашим предложениям.