И. ПАНЧЕНКОВ
Приручение БК
Наконец-то вы приобрели БК-0010, но... радоваться ещё рано. У обновы есть множество мелких недостатков, и нужно изрядно попотеть, чтобы оказаться владельцем действительно надёжного (почти безотказного) и удобного бытового компьютера. Для достижения этой цели не обязательно совершать длинный путь проб и ошибок, которым прошли первые владельцы БК; вы можете воспользоваться их коллективным опытом, о котором я постараюсь рассказать.
Начнём с того, что в прямом смысле слова лежит на поверхности: с клавиатуры. Она бывает двух типов: плёночная, или низкая, и полноходовая, или высокая.
Плёночную клавиатуру нужно (поверьте опытному пользователю!) сразу разобрать, плёнку с нарисованными клавишами и тонкую резиновую прокладку с прямоугольными вырезами выбросить, а все полиэтиленовые толкатели клавишных кнопок покрыть каким-либо лаком и тщательно высушить. Затем можно (если есть желание) покрасить толкатели разноцветными нитроэмалями (например, в соответствии с цветами снятой плёнки) и снова высушить. Наконец, нужно перевести на толкатели деколи (переводные изображения) клавиш БК, которые изготовляются Химкинским многоотраслевым комбинатом (141400, Московская обл., г. Химки, Юбилейный просп., 40; тел. 571-12-75; возможна продажа по почте). Деколи производятся в белом, чёрном, красном, жёлтом, зелёном и синем цветах; учтите это при раскраске клавиш. Переведя деколи, ещё раз покройте толкатели лаком - на этот раз масляным, чтобы не испортить изображения на клавишах, - и высушите в течение суток.
Теперь можно собрать клавиатуру «по заводскому», а можно внести небольшие, но очень полезные изменения.
Клавиша HP в заводском варианте расположена в левом дальнем углу, что делает невозможным одновременное нажатие одной рукой её и какой-либо из клавиш правой части клавиатуры. Сначала это не мешает, но по мере увеличения навыка работы начинает раздражать. Поэтому рекомендую разорвать запараллеливающие монтажные соединения на печатной плате клавиатуры у входных кнопок в парах, обеспечивающих переключение регистров РУС и ЛАТ, и присоединить высвободившиеся кнопки параллельно кнопке HP (и друг другу). Нижний ряд клавиш приобретёт вид, показанный на фото, и очень скоро вы поймёте, что обмен части клавиш РУС и ЛАТ на HP весьма выгоден! При такой организации клавиатуры на ней не остаётся мёртвых зон, и она становится управляемой пальцами одной руки. Кстати, для такой переделки полезно запастись лишней парой деколей для «размножившейся» клавиши HP
Теперь можно собрать клавиатуру, объединить какими-либо накладками четыре пробельные кнопки и две кнопки ВВОДа и посмотреть, что же получилось. А получилась качественно новая клавиатура, лишённая ряда серьёзных недостатков: взаимной чувствительности клавиш из-за общей покровной плёнки, тактильной «слепоты» из-за её амортизирующего действия и, наконец, нелепой мёртвой зоны. Мелочи? Только до тех пор, пока нет нужды работать на компьютере по-настоящему.
Плёночная клавиатура после переделки
Отрегулировать ход клавиш. Для этого снимите пластмассовые колпачки с толкателей (они просто сдёргиваются вверх). Внутри клавиш вы увидите пару контактов, расположенных по разные стороны толкателя, подвижные части которых имеют, в свою очередь, по паре «усиков». Заводская регулировка контактов такова, что при нажатии на толкатель «усики» скользят вниз по неподвижному контакту, проскальзывая по нему, вибрируя и совершая множественные касания, что и обеспечивает так называемый дребезг клавиш, т.е. многократное печатание символа при однократном нажатии на клавишу. Поэтому придётся проделать нудную и кропотливую, но необходимую работу: подогнуть «усики» вниз и внутрь корпусов клавиш. Цель - во-первых, установить «усики» так, чтобы при нажатии на толкатель они вонзались в неподвижные контакты под прямым углом, как штык; во-вторых, сделать минимальным зазор между контактами. Это обеспечит минимальный холостой ход клавиш, и любое нажатие на толкатель, превышающее необходимое, будет только усиливать прижим подвижного контакта и препятствовать его произвольным, неконтролируемым прыжкам. Вторую пару «усиков», чтобы не возиться с регулировкой, лучше заизолировать от неподвижных контактов тонкой прокладкой из изолирующего материала.
Следующая операция - смазка всех трущихся частей внутри корпуса клавиши. Нелепая операция, но увы - они сделаны из плохо подобранных пластмасс! Для смазки рекомендую часовое масло с добавкой графитового порошка (например, из грифелей мягких простых карандашей). Будьте предельно аккуратны, не замаслите контакты!
Регулировка клавиатуры и уход за нею чрезвычайно важны, так как серьёзная работа за плохой клавиатурой приводит к тяжелейшему заболеванию - тендовагиниту (воспаление кистевых сухожильных мешков). Он знаком мне не понаслышке, и потому настоятельно рекомендую не пренебрегайте ничем, что может облегчить работу на клавиатуре!
Пора надевать на толкатели колпачки?
Ещё нет. Во-первых, на них нанесены далеко не все необходимые обозначения. Во-вторых, на двух из них - 0 и Ъ - обозначения ошибочны. В-третьих, все обозначения сделаны неустойчивой к истиранию краской, и клавиатура постепенно «слепнет». Так что владельцам полноходовых клавиатур тоже придётся приобретать деколи. Однако наносить дополнительные обозначения придётся в основном на лицевых вертикальных гранях колпачков, так как клавиш в полноходовом варианте меньше, чем в плёночном. Обзор будет не слишком хорош, но это лучше, чем ничего... С клавиш 0 и Ъ нужно убрать символы фигурных скобок: их место на клавишах Щ и Ш. На клавиши ключей удобно нанести закодированную в них информацию, разместив её справа по вертикали. Одновременно следует укрупнить обозначения знаков препинания, это делается с помощью тонкого сверла, острого ножа и чёрного нитролака.
Когда все обозначения нанесены, покройте колпачки масляным лаком, высушите, тщательно оберегая от пыли, и поставьте на место.
Полноходовая клавиатура имеет целых две «мёртвых» зоны: по клавишам «широкая стрелка вниз» и АР2. Устранить их можно, встроив два микропереключателя типа МТ-1 внутрь пробельной клавиши; кнопки переключателей должны выходить на лицевую вертикальную грань клавиши. Разомкнутые контакты переключателей подключаются тонким гибким проводом параллельно соответствующим клавишам, а в обрамлении клавиатуры (в корпусе компьютера) делаются вырезы в которые кнопки уходят при нажатии пробельной клавиши. Эта доработка полностью оправдала себя на практике.
Работа с клавишами окончена, но «лежащее на поверхности» не исчерпано. Вокруг клавиатуры рекомендую разместить таблицу - подсказку с мнемоникой комбинационных операций и таблицу кодов ASCII. В каждой из трёх частей последней способ нахождения кода одинаков: в качестве первой цифры кода берётся номер части таблицы (0, 1 или 2), в качестве второй - номер столбца, в котором стоит нужный символ, в качестве третьей - номер строки. Например, код буквы J - 074, М - 237.
Последнее, что находится на поверхности, - светодиод, сигнализирующий о включении питания. По его поводу хочу посоветовать сам компьютер и всю его периферию (магнитофон, телевизор и пр.) с выключателями в положении «включено» присоединить к достаточно мощному стабилизатору, а уже последний включать и выключать. Такой способ в максимальной степени защищает аппаратуру от бросков сетевого напряжения, гарантирует воспроизводимость режима работы, позволяет удалить блок питания БК на достаточно большое расстояние, чтобы ликвидировать его паразитное влияние на телевизор и коммутации компьютера с периферией.
Высокая клавиатура после переделки
АР2 |
СУ |
||
М |
УСТ.ТАБ |
||
П |
СБР.ТАБ |
||
1 |
красный |
Р |
|
2 |
зелёный |
Т |
ГТ |
3 |
синий |
У |
|
4 |
чёрный |
Э |
↖ |
|
|
Ш |
↗ |
|
|
Ч |
↘ |
|
|
Ъ |
↙ |
|
|
ВС |
|
|
АР2 |
||
|
РЕД |
||
: или |
КУРСОР |
||
; или |
32/64 |
||
, |
ИНВ.С |
||
- |
ИНВ.Э |
||
. |
УСТ.ИНД |
||
/ |
ПОДЧ. |
||
СБР |
РП |
||
СУ+У или СУ+Е |
ГРАФ |
||
/СУ+Ф/СУ+Ж |
ЗАП |
||
/СУ+Г/СУ+В |
СТИР |
||
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 |
ШГ |
|
ГТ |
↘ |
( |
2 |
< |
F |
Р |
Z |
0 |
d |
n |
x |
ИСУ |
РП |
ЗАП |
π |
┌ |
♣ |
→ |
0 |
x |
р |
э |
Ф |
П |
З |
1 |
ПОВТ. |
|
|
↙ |
) |
3 |
= |
G |
Q |
[ |
1 |
е |
o |
у |
|
|
СТИР |
┴ |
┬ |
─ |
▓ |
1 |
и |
с |
щ |
Г |
Я |
Ш |
2 |
ИСУ |
СБР |
|
пробел |
* |
4 |
> |
Н |
R |
\ |
2 |
f |
p |
z |
БЛР |
|
РЕД |
♥ |
╨ |
╫ |
ю |
2 |
й |
т |
ч |
X |
Р |
Э |
3 |
КТ |
ВВОД |
|
! |
+ |
5 |
? |
I |
S |
] |
3 |
g |
q |
{ |
|
|
СБР ↦ |
┐ |
↓ |
│ |
а |
3 |
к |
у |
ъ |
И |
С |
Щ |
4 |
БЛР |
РУС |
|
" |
, |
6 |
@ |
J |
Т |
^ |
4 |
h |
r |
| |
|
ШГ |
курсор |
╡ |
┼ |
♦ |
б |
4 |
л |
ж |
Ю |
Й |
Т |
Ч |
5 |
ГРАФ |
ЛАТ |
→ |
# |
- |
7 |
А |
К |
U |
_ |
5 |
i |
s |
} |
|
красн. |
32/64 |
├ |
║ |
┘ |
ц |
5 |
м |
в |
А |
К |
У |
Ъ |
6 |
ЗАП |
СБР. |
↑ |
$ |
. |
8 |
В |
L |
V |
` |
6 |
j |
t |
~ |
|
зелен. |
ИНВ.С |
└ |
┤ |
╪ |
д |
6 |
н |
ь |
Б |
Л |
Ж |
|
7 |
ЗВУК |
|
↓ |
% |
/ |
9 |
С |
М |
W |
a |
7 |
k |
u |
■ |
|
синий |
ИНВ. Э |
═ |
← |
╥ |
е |
7 |
о |
ы |
Ц |
М |
В |
|
8 |
← |
|
↖ |
& |
0 |
: |
D |
N |
X |
b |
8 |
l |
v |
|
|
черный |
УСТ. ИНД |
╤ |
╬ |
╧ |
Ф |
8 |
п |
з |
Д |
Н |
Ь |
|
9 |
ТАБ |
ВС |
↗ |
' |
1 |
; |
Е |
O |
Y |
c |
9 |
m |
w |
ПОВТ. |
|
граф |
ПОДЧ. |
♣ |
↑ |
╞ |
г |
9 |
я |
ш |
Е |
О |
Ы |
|
А теперь начнём погружаться вглубь - займёмся корпусом, блоком МСТД и процессорной платой. В корпусе самое интересное - несоответствие отверстий для штекерных вилок диаметру последних. Из-за этого вилка не досылается в гнездо до упора и со временем разбалтывает его. Диаметры всех вилочных отверстий нужно увеличить до 18 мм.
Сзади слева в узкой щели разъёма торчит внушительных размеров коробка блока МСТД. Внутри неё простенькая печатная плата с двумя ПЗУ, двумя резисторами, тремя конденсаторами и ответной частью разъёма - и всё это весит чуть не 100 г и «съедает» 120 квадратных сантиметров стола, а со временем выводит из строя не такой уж крепкий разъём МПИ. А между тем блок МСТД нетрудно убрать в корпус БК и переходить с языка на язык простым нажатием двух кнопок.
Для этого разберём блок и аккуратно отпаяем вилочную часть разъёма: и она, и коробка с винтами нам ещё пригодятся. В плате с ПЗУ просверлим два крепёжных отверстия диаметром 3,2 мм с расстоянием между центрами 88 мм; теперь её можно укрепить на процессорной плате поверх разъёма МПИ, но прежде разрежем дорожку, идущую от выводов ПЗУ за номером 23 там, где она подходит к общей шине, а на процессорной плате прорежем прямоугольное окно 2x7 мм прямо у ножек разъёма МПИ линии B в том месте, где этому не мешает печатный монтаж обеих сторон платы: сюда пройдут провода, соединяющие разъём МПИ с тем, что осталось от блока МСТД. Удалим также с процессорной платы ползунковый переключатель (если он есть), перезапускающий процессор.
Процессорная плата с блоком МСТД и переключателем языков
Блок МСТД отодвинут в сторону
Теперь посмотрим на принципиальную схему (рис. 1) будущей переделки. Красным на схеме обозначены элементы МСТД, синим - процессорной платы БК; в зелёном прямоугольнике - новый элемент, переключатель языков. Облегчит переделку таблица соединений. Рис. 2 показывает нумерацию выводов кнопочного переключателя языков (типа ПКн61), который нужно объединить в единый блок с другим таким же, но лишённым стопорного механизма, служащим для перезапуска процессора после перехода на другой язык программирования.
Рис. 1 Рис. 2
Точки монтажных соединений БК-0010 и МСТД
Номера контактов |
||
---|---|---|
разъёма XT3 БК |
МСТД |
переключателя |
А4 |
А4 |
|
А2, В2 |
А2, В2 |
3 |
А14 |
|
6 |
А23 |
А23 |
|
А25 |
А25 |
|
А26 |
А26 |
|
А27 |
А27 |
|
А28 |
А28 |
|
А29 |
|
11 |
А30 |
|
10 |
А31 |
А31 |
|
|
А14 |
4 |
|
А29 |
9 |
|
А30 |
7 |
|
выводы 23 |
2 |
В7 |
В7 |
|
В20 |
В20 |
|
В22 |
В22 |
|
В23 |
В23 |
|
В24 |
В24 |
|
В25 |
В25 |
|
В26 |
В26 |
|
В27 |
В27 |
|
В28 |
В28 |
|
В29 |
В29 |
|
В30 |
В30 |
|
В31 |
В31 |
|
В32 |
В32 |
|
Блок переключателей удобно расположить неподалёку от реле PC-15, управляющего работой магнитофона, между теми точками на плате, где ранее был расположен штатный переключатель, перезапускавший процессор. Кнопки выводятся через левую стенку корпуса и оказываются удобно защищёнными его нависающей частью от случайного нажатия.
Теперь БК стал компактнее, а для перехода с языка на язык достаточно последовательно нажать обе кнопки.
Прежде чем собрать компьютер, не поленитесь ещё раз пропаять в нём все соединения (увы, качество заводской конвейерной пайки оставляет желать лучшего); жало паяльника должно быть при этом заземлено, его температура не выше 270°C, в качестве флюса используйте раствор канифоли в спирте. Впоследствии ваши труды окупятся сторицей.
Ещё можно увеличить вдвое тактовую частоту процессора (эта переделка описана в «ИНФО» № 2). При этом можно воспользоваться точно таким же блоком кнопочных переключателей, у одного из которых нет стопорного механизма (SA2). Последовательность их использования такова: сначала переключателем SA2 приостанавливается работа процессора, для чего он переводится в положение, соответствующее нижнему на схеме, затем переключателем SA1 изменяется тактовая частота, и, наконец, возвращением переключателя SA2 в исходное положение процессор снова запускается. Помните, что переключение тактовой частоты при работающем процессоре приведёт к сбою и потере информации и что с магнитофоном БК может работать только при нормальной тактовой частоте.
К сожалению, неизвестно, насколько данная переделка безопасна. Пока такие опыты кончались удачно...
Кстати, SA2 можно использовать в Бейсике для приостановки работы программы аналогично клавише ШАГ в Фокале.
Можно также повысить надёжность срабатывания клавиши СТОП и обеспечить дополнительную защиту контактов клавиатуры от дребезга. Для этого достаточно увеличить ёмкость конденсатора С2 (см. схему БК) до 0,15 мкФ, конденсаторов С3 и С4 до 1,0 мкФ и сопротивлений R3 и R4 до 470 кОм.
Поставив последнюю точку, я загрустил: несмотря на простоту и полезность многих из описанных переделок, широкого распространения, они, видимо, не найдут: ведь побочным их результатом будет отказ мастерских от ремонта вашего компьютера в случае его выхода из строя (весьма маловероятного, впрочем). Но, с другой стороны, накопленный опыт действительно ценен, и возможность пользоваться им нужно дать всем, кто к этому готов.
Итак, продолжим. Теперь настала очередь периферийных устройств. Если в качестве дисплея вы используете черно-белый телевизор, рекомендую закрыть его экран зелёным прозрачным фильтром (они продаются в магазинах бывшего ВТО, ныне Союза театральных деятелей, под названием прожекторных светофильтров). Зелёное свечение экрана благоприятно для глаз - это доказано врачебными исследованиями и практикой. При хорошо подобранных контрастности и яркости изображения время непрерывной работы можно довести до 1,5-2 ч, но всё же лучше делать 15-20-минутные перерывы после каждого часа работы; находиться от экрана надо на расстоянии вытянутой руки. Правила просты, но они позволят вам сохранить зрение и ясную голову во время работы - да и после неё.
Я не стану рассматривать здесь способы подключения БК к телевизору - по этому поводу уже есть немало публикаций. Отмечу только, что применительно к наиболее распространённому телевизору «Электроника-404» оптимальное решение найдено П. Гужа (ИНФО. 1989. №6); оно без труда может быть перенесено на любые марки портативных телевизоров.
В наихудшем положении находятся те, кто использует в качестве дисплея цветной телевизор: хорошего изображения на его экране получить невозможно и использовать для работы с текстовыми файлами нельзя. Посоветовать можно только одно: при работе с текстами отключайте - программным или физическим образом - все электронные пушки кинескопа, кроме синей, а полным их набором пользуйтесь лишь при работе игровых программ.
Самая общая и важная рекомендация в отношении работы с телевизором: внимательно следите за своим самочувствием и немедленно прекращайте работу, если оно начинает устойчиво ухудшаться.
Теперь о магнитофоне. Лучше, если их будет два; оба - с дистанционным управлением работой двигателя и низкого (не выше третьего) класса (высококачественные магнитофоны, как ни странно, хуже воспроизводят сигнал БК!). Зачем нужен второй магнитофон? При обменах программами чужие кассеты часто не читаются из-за несоответствия установке головки вашего магнитофона; её приходится перенастраивать, потом возвращаться к «своей» установке... В итоге многократного выполнения этих операций вы станете обладателем набора программ, для считывания каждой из которых нужно особо регулировать головку.
При наличии же двух магнитофонов один используется только для своих кассет, а другой - для чужих; для упрощения перенастройки его головки удобно заменить винт регулировки её положения на другой, более длинный, торчащий из корпуса, что позволит регулировать головку без применения отвёртки, просто пальцами. В корпусе, естественно, нужно сделать прорезь, чтобы новый винт не мешал перемещению головки вперёд-назад.
Далее приведена схема БК-0010
Разводка цепей питания
Номинал |
Устройство |
Контакт |
---|---|---|
+5В |
D2, E1, E2, E4-E8 |
1 |
DS1-DS16 |
8 |
|
D1, D3, D5-D7, D9-D11, D13, D20, D21 |
14 |
|
D8,D12,ХТ1, ХТ2 |
16 |
|
D15-D18, D22-D25, DS17-DS19, XT8 |
24 |
|
D4, D14, D19 |
42 |
|
Общий |
Е3 |
1 |
D1, D3, D5-D7, D9-D11, D13, D20, D21 |
7 |
|
D2, D8, D12, XT1, XT2 |
0 |
|
D15-D18, D22-D25, DS17-DS19, XT0 |
12 |
|
DS1-DS16 |
16 |
|
D4, D14, D19 |
21 |
Удивительно, но очень немногими пользователями БК осознаётся удобство дистанционного управления двигателем магнитофона. Впрочем, зачастую такая возможность в магнитофоне просто отсутствует. Между тем дистанционное управление чрезвычайно удобно: компьютер сам в нужные моменты включает и выключает двигатель магнитофона, а человеку остаётся лишь подготавливать соответствующий режим работы. Если же дать возможность компьютеру переключать ещё и режимы «запись - воспроизведение - перемотка», а также определять (хотя бы приблизительно), какое место ленты находится перед головкой... Но об этом как-нибудь после. Сперва - дистанционное управление двигателем
Сделать его очень просто. На рис. 3 приведено одно из возможных решений этой проблемы для магнитофона «Легенда-404». Аналогично может быть доработан и любой другой магнитофон.
Рис. 3
Эта схема рассчитана на тех, кто не хочет пользоваться специальной заглушкой для отключения в магнитофоне дистанционного управления. Им придётся переделать включение реле PC-15 на процессорной плате БК на обратное (рис. 4).
Рис. 4
Извините, что заставил вас ещё раз вскрывать компьютер; чтобы не повторять этого, подключите заодно параллельно гнёздам 2 и 3 разъёма «МГ» конденсатор ёмкостью 0,1 мкФ. Это существенно улучшит качество записи программ. Опытные пользователи подбирают для разных типов лент различные RC-фильтры и подключают их по мере необходимости, однако это под силу далеко не всем. Приведённая же рекомендация даёт достаточно хороший результат в большинстве случаев.
Многолетняя практика подсказала ещё один простой приём, значительно увеличивающий надёжность считывания длинных программ: в магнитофонную кассету позади прижимной планки с фетровой подушкой вводится небольшой кусочек поролона (рис. 5).
Рис. 5
Это практически полностью устраняет продольные колебания ленты, и процесс считывания идёт без сбоев даже при сильно изношенных магнитных головках. Лучше провести подобную доработку для всех используемых кассет сразу, чтобы потом случайно не попасть впросак.
К сожалению, этот приём несколько увеличивает износ головки, однако выгоды от его использования превышают потери.
Следующий важный момент - юстировка магнитной головки. Без объяснений понятно, что правильность положения головки - главный параметр, определяющий надёжность считывания.
Существуют два основных способа юстировки: на слух и с помощью специальных тестирующих программ. Первый сводится к такой регулировке головки, чтобы при воспроизведении программы были максимальны уровень громкости и слышимость высоких, «звенящих» звуков. При известных навыке и остроте слуха он даёт хорошие результаты. Более надёжен, однако, второй способ. Наилучшей программой, разработанной для его реализации, является TESTMAG С. Гуторенко (ИНФО. 1988. № 5). Она выводит на экран специфическую двугорбую кривую, вид которой зависит от качества юстировки и служит руководством к действию. Работа сводится к такой установке головки, при которой расстояние между вершинами горбов максимально, а их форма близка к идеальной. Юстировка проводится быстро и качественно.
Имеющийся в системном обеспечении БК внутренний тест магнитофона (тест № 5), к сожалению, неуклюж и отнимает много времени.
Окончание следует.
Многоголосие на БК-0010
Приводимая программа наверняка доставит немало приятных минут начинающим и опытным пользователям БК: она открывает ранее неизвестные музыкальные возможности и позволяет проанализировать работу встроенного таймера, недостаточно хорошо известного рядовым пользователям. Может быть, эта программа вдохновит кого-нибудь на создание многоголосых мелодий на этом от природы одноголосом компьютере, тем более что для этого не потребуется никаких аппаратных доработок.
Вот текст программы:
1000А 12737,140,177706,12737,40,177712,12700, 4,12701,2000,5341,3402,77003,770,13711, 177710,52737,100,177716,42737,100, 177716,757
Она засылает в ячейку 1016 значение, определяющее число звуковых псевдоканалов, в приводимом варианте их 4, однако диапазон засылаемых значений простирается от 1 до 340. Управлять звуковой октавой можно, меняя содержание ячейки 1002, а ячейка 1010 может принимать значения 20, 40, 100, 200, 60, 140, 300, 160, 340, 360. Регистр 177706 определяет диапазон счётчика 177710, а регистр 177712 управляет скоростью работы таймера.
С. Ивашинников
Калейдоскоп
А. ИВАНОВ (г. Свердловск) предлагает команду FIND «имя-ASC» в программном режиме заменять операторами OPEN «имя. ASC» FOR INPUT и CLOSE; перераспределять память с помощью программируемых ключей:
10 KEY1,"CLEAR200.адр."+CHR$(10) 20 KEY2,"DEL10-20"+CHR$(10) ... ... NN ?"Нажмите клавиши AP2/1,AP"/2 и AP2/5 NN+1 END
Здесь «адр.» - адрес свободной области.
А. БОКОВ {Москва) предлагает для Фокала осуществлять ветвление программ по выбору, делая аргументом оператора G имя переменной, например:
1.02 S K(1)=1.1;S K(2)=2.2;S К(3)=3.3;...К(10)=10.1 1.03 А "Введите номер N",N 1.04 G K(N) 1.05 Q 1.10 T !"ПЕРВЫЙ 1.19 Q 2.20 T !"ВТОРОЙ 2.29 Q 3.30 T !"третий 3.39 Q ... 10.10 T !"ДЕСЯТЫЙ 10.19 Q
П. ЛУЧКА (пос. Новотошковский, Ворошиловградская обл.) предлагает переходить из Бейсика в монитор без нарушений программ и определений функциональных клавиш по командам: DEF USR0=&O100400 и A$=USR0(A$), могущим исполняться и программно. Возврат в Бейсик - по клавише СТОП.
Б. ПОЛТОРАНИН (г. Ташкент) предлагает процедуру восстановления исходного состояния экрана проводить программным образом, используя следующую подпрограмму:
19.10 S X=FX(1,40);I (X)19.2.19.5;D 19.3;G 19.5 19.20 I (X+1)19.4 19.30 X FCHR(155) 19.40 X FCHR(157) 19.50 S X=FX(1,44);I (X)19.55,19.7;D 19.6;G 19.7 19.55 I (X+1)19.65 19.60 X FCHR(159) 19.65 X FCHR(156) 19.70 S X=FX(1.56);I (-X)19.8;R 19.80 X FCHR(154);R
А. ЛАНЕЕВ (г. Ташкент) прислал сразу четыре предложения. Первое - способ убирать служебную строку и вводить в неё сообщения:
10 POKE &O160,&O40000+M 20 ?"..................
Здесь М - номер позиции в служебной строке.
А вот процедура однократной прокрутки экранной страницы
10 INPUT "Скорость, прокрутки";N 20 CLS 30 ..... 40 ..... 50 ..... 60 ..... 70 ..... 80 ..... 90 ..... 100 FOR P=-5416 TO -5160 110 POKE -76,P 120 FOR R=1 TO N 130 NEXT R,P 140 END
Между строками 20 и 100 производится прорисовка экранной страницы (число соответствующих строк произвольно). В строке 140 вместо END может стоять RETURN если процедура реализована как подпрограмма.
Возвратиться в Бейсик из монитора без потери текста программы можно по команде ? S123222 <ВВОД>
И наконец, имитация оператора PLAY для БК.
10 FOR J=1 TO 10 20 READ R 30 FOR A=1 TO 20/R+8 ’задание темпа проигрывания 40 POKE &0177716,64 50 FOR E=1 TO R 60 NEXT E 70 POKE &O177716,144 80 NEXT A,J 90 DATA 1,2,3,4,5,6,7,8,9,1 ’задание нот (1-9)
Появившееся в продаже координатное устройство ввода («мышь») УВК-01 заинтересовало многих владельцев БК-0010. В редакцию начали приходить вопросы о его использовании. Сегодня консультант И. Панченков рассказывает о том, как подключить УВК-01 к БК.
Прежде всего нужно вставить вилку УВК-01 в разъём УП БК, затем включить БК. На экране монитора появится отклик
?00 AT 0.00 ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ *■
Теперь нужно нажать одновременно клавиши АР2 и ; и отпустить их. На экране появится отклик
*■
Нажмите ЛАТ ЗАГЛ Р Т ВВОД; появится отклик +; нажмите РУС Т С; появится отклик $. Теперь введите 1264 АИ... 127000... и далее все коды программы, приведённой на с. 6 описания УВК-01. Не обращайте внимания на числа, появляющиеся на экране после ввода запятой.
После ввода всех кодов программы нажмите СТОП, ЛАТ, введите 1264G. Если программа введена правильно, на экране появится отклик и установится связь между УВК-01, БК и монитором. Теперь, перемещая УВК-01 по столу, можно рисовать на экране.
Если же отклика не появится, нужно проверить правильность ввода программы, для чего нажать СТОП, СБРОС, а затем одновременно АР2 СУ У. Затем нажмите РУС, введите 1264 АИ и далее, нажимая клавишу «запятая», шаг за шагом проверьте правильность всех введённых кодов. При нахождении ошибки исправьте её и повторите запуск программы (СТОП, ЛАТ, 1264G).
Правильно введённую программу запишите на магнитную ленту: она является драйвером УВК 01 и пригодится впоследствии при работе с графическими редакторами. Её данные адрес загрузки 1264, длина 320.
Сейчас уже есть мощные графические редакторы, в которые этот драйвер входит составной частью, например редактор Р01М (автор А. Бакерин, Москва). Появляются и игровые программы с управлением от этой «мыши». Не забывайте, что использование «мыши» вне соответствующих программ практически бессмысленно.