«Здравствуйте, говорит «Электроника БК-0010»!
Компьютерная речь из редкой диковины превращается в эффективное средство взаимодействия человека и ЭВМ. Мощные компьютеры, способные распознать человеческую речь, уже научились поддерживать несложный разговор. Если запас необходимых слов невелик, с разговором справляются даже мини-ЭВМ, например в кассе для продажи авиабилетов. «Электронику «БК-0010» мощным компьютером не назовёшь, но и эта микро- ЭВМ в обычный диалог, когда мы нажимаем клавиши и читаем ответы с экрана, может вставить пару слов или даже фраз. Это может быть эмоциональное «Го-о-ол!» в компьютерной игре «Видеоспорт», автор П. Коноплев (г. Москва) или бесстрастное «Ошибка», как сделано в некоторых учебных программах. Маленький робот на экране строит домик, рассказывая, что происходит, а говорящая программа обучает детей называть цифры; обе программы - «Домик» и «Цифры» - написаны Ю. Кузьминым из Риги. С. Ивашинников (г. Арсеньев) научил БК диктовать содержимое ячеек памяти. Работая с такой программой, при некотором навыке можно обойтись без телеэкрана, наверное, поэтому автор дал ей название «Слепой». Синтезировать речь можно по-разному; программа «Голос-2» москвича А. Чистякова - простейший пример. Строго говорят, эту демонстрационную речевую программу нельзя относить к синтезаторам речи. БК лишь воспроизводит записанные заранее слова или фразы, подобно магнитофону. И всё же с помощью этой программы можно услышать голос своего компьютера, а фрагменты программы и принципы, лежащие в её основе, ещё пригодятся.
♦ ♦ ♦
Прежде чем вводить программу, нажмите клавиши ЗАГЛ Р пробел Т. При этом на экране появится знак +, означающий приглашение к работе в режиме «Тесты». Чтобы вводить программу, написанную в кодах, необходим режим «Директивы отладки», поэтому нажимаем клавиши РУС Т С. Новое приглашение к диалогу больше всего похоже на букву X с кружком посередине, на языке программистов этот символ называется черепашкой, солнышком или рублём.
А=001000
Д=000202
202Л
104006 |
104016 |
162700 |
000060 |
010037 |
001056 |
010037 |
001142 |
012700 |
020000 |
012701 |
040000 |
012703 |
000020 |
013704 |
177716 |
042704 |
177737 |
001401 |
000261 |
006005 |
000241 |
012704 |
000002 |
077401 |
077314 |
010521 |
077020 |
013700 |
177662 |
162700 |
000127 |
001402 |
000137 |
001020 |
013700 |
001022 |
013701 |
001026 |
012703 |
000020 |
012104 |
006104 |
000240 |
103003 |
012737 |
000040 |
177716 |
012705 |
000002 |
077501 |
012737 |
000000 |
177716 |
077315 |
077021 |
013700 |
177662 |
162700 |
000132 |
001402 |
000137 |
001106 |
000137 |
001000 |
|
|
|
|
|
|
|
Первая директива машине - команда 1000А. Так устанавливается адрес, начиная с которого в памяти БК разместится текст нашей программы. Программу вводим число за числом, разделяя числа нажатием клавиши «,» . Каждое нажатие увеличивает на 2 содержимое счётчика адресов, т.е. для записи очередной команды подготавливается очередная ячейка запоминающего устройства. Ошибку можно исправить, нажав клавишу «-». В ответ на это машина выдаст на экран число из последней ячейки. Ввод правильного кода подтверждаем клавишей «,». Чтобы сверить текст программы из журнала с кодами, которые мы записали в память, устанавливаем счётчик адресов на начальный адрес (команды 1000А) и выводим на экран содержимое ячеек (команда 202Л). Наконец программа отлажена и её можно запустить командой 1000G. БК тотчас же запросит данные о скорости вывода речевой информации - этот параметр определяет разборчивость речи. Максимальной скорости соответствует 1, минимальной - 6. Компьютер начинает записывать информацию в экранную память; при этом данные, которые попадают в компьютер, можно контролировать не только на слух, но и визуально. Магнитофон включает в режим записи с микрофона, т.е., как усилитель. Звуковым колебаниям микрофона будут соответствовать изменения уровня сигнала на входе компьютера. Похоже, что произношение БК лучше всего тогда, когда светлые и тёмные пятна на экране чередуются примерно поровну. В том, что записать разборчивую речь не так уж легко, можно убедиться, если нажать клавишу W. По этой команде БК начнёт читать содержимое экранной области памяти. Клавиша Z, напротив, остановит воспроизведение. Удачную фразу записывают в основную память компьютера. Для этого нужно прервать выполнение программы («СТОП») и вновь запустить её, изменив, одну команду:
1026A2000И.
Ответив на запрос о скорости, отработанную фразу начитываем в микрофон до тех пор, пока на экране не появится белая полоса - признак, что память исчерпана. Готовый «кирпичик» речи можно записать на магнитофон. Для этого нажмите клавиши «СТОП» М 3. На вопрос АДРЕС - введите 1000, на вопрос ДЛИНА - отвечайте 37000. Имя программы - ГОЛОС-2. На магнитную ленту будет записана не только программа, но и закодированная речь.
Показывая готовую программу, её запускают с адреса 1106. Кстати, картинка, которая получается при записи речи в экранную область памяти, по-моему, не менее интересна, чем говорящая «Электроника БК».
А. ЧИСТЯКОВ, Москва