Первый отечественный компьютер БК-0010 находится в розничной торговле. Появилась новая категория пользователей ЭВМ. Лёгкий и небольшой прибор, который вместе с блоком питания и портативным магнитофоном, можно положить в портфель и прибыть на лекции по вычислительной технике или на собрание членов клуба ЭВМ и через несколько минут начать работу со своей ЭВМ. Это впечатляет! БК-0010, как следует из названия (БК - бытовой компьютер), ориентирован на использование в быту, а значит, на бытовую технику. Действительно, чтобы записать разработанные программы, достаточно обычного магнитофона, а чтобы увидеть текст программ и результаты их работы, нужно иметь обычный телевизор. Конечно, при этом могут возникнуть некоторые проблемы. Опытом их решения и хотелось бы поделиться.

Ю.Я. КУЗЬМИН

БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕР БК-0010 - НАДЕЖДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Телевизор для БК-0010

Всё начинается с телевизора. В отличие от калькуляторов, где индикатор встроен, БК-0010 использует индикатор на электронной трубке. Поскольку такая трубка имеется у любого телевизора, то остаётся лишь подключить его к БК-0010.

Если ваш телевизор имеет вход «видео», то нужно вначале установить режим работы телевизора на приём видеосигнала. Это делается либо извне, например подачей напряжения на реле переключателя режима, либо в самом телевизоре, переставив перемычку видеосигнала. Лучше всего обратиться с этой целью в телеателье, тем более что может понадобиться установить в телевизоре дополнительные элементы.

Если ваш телевизор не имеет входа «видео», то можно посоветовать один из нескольких вариантов подключения БК-0010. Проще всего купить либо изготовить преобразователь видеосигнала в телевизионный антенный сигнал. Такой преобразователь избавит вас от необходимости переделывать телевизор. Примитивный преобразователь делается на основе одного транзистора. Схему можно найти в радиолюбительской литературе по телеиграм. БК-0010 с таким преобразователем превращается в подобие домашнего телецентра, передающего вместо привычных изображений текстовую и графическую информацию. Учитывая это, будьте осторожны, чтобы БК-0010 не стал источником помех для телевизоров ваших соседей. Такое может случиться, если провод преобразователя соединится с коллективной антенной, а также если длина и расположение провода окажутся оптимальными для радиоизлучения.

Если у вас нет преобразователя видеосигнала, но есть паяльник, конденсатор 2-20 мкФ, кусочек кабеля и опыт работы со схемами, то вы можете сделать вход «видео» самостоятельно. Для этого нужно вскрыть телевизор, найти точку за видеодетектором и припаять к ней один конец конденсатора, а второй - к антенному гнезду, например, вместо гнезда 1:10 или к новому гнезду, установленному вами специально для БК-0010.

Получение цветных картинок из БК-0010 возможно только подключением к каналу цветности телевизора и только из тех БК-0010, которые имеют RGB-выход. Некоторые телевизоры имеют RGB-выход, но большинство потребуют переделки. В транзисторных телевизорах нужно подключиться через конденсаторы 1-20 мкФ к цветовым каналам, соблюдая полярность сигналов RGB. Для ламповых телевизоров придётся делать согласователи. В любом случае, принимая решение о цветном телевизоре для БК-0010, ещё раз взвесьте все обстоятельства: стоимость телевизора, сложность переделки, трудности ремонта и, наконец, малое число «цветных» программ и сложность их составления. Учтите также, что тексты на цветном телевизоре видны много хуже, чем на чёрно-белом.

Какой бы вы ни выбрали телевизор - лучше, если он будет служить только для персонального компьютера.

После того как решены все проблемы с телевизором, наступает ответственный момент. Включите телевизор, убедитесь, что он работает, проверьте, нет ли на антенном (или «видео») входе напряжения, могущего повредить БК-0010 при подключении. Если всё в порядке, то подключите компьютер к телевизору. Затем включите питание БК-0010. На экране телевизора должен появиться текст: «Готовность к работе». С этого момента можно приступить к работе. Если сообщения нет, то быстро выключите БК-0010 и ещё раз тщательно всё проверьте.

Магнитофон для БК-0010

С магнитофоном всё намного проще. Пригоден практически любой современный магнитофон. Рекомендую монофонические кассетные магнитофоны малого размера, имеющие счётчики расхода ленты и возможность отключения АРУ. Стереомагнитофоны дороже и более капризны в работе. Отсутствие счётчика ленты затрудняет поиск программ. Представьте, что программа записана в середине ленты и нужно «вслепую» найти её начало. Без счётчика это отнимет много времени. Автоматическая регулировка усиления может мешать из-за «вытягивания» уровня сигнала там, где этого не требуется.

Как подготовить магнитофон для работы с БК-0010? Прежде всего надо убедиться, что он исправен и хорошо работает на обычных фонограммах - звук не плывёт, нет тресков и других лишних шумов, ленту не заедает. Подключите такой магнитофон к БК-0010, установите режим записи и включите усилитель на полную мощность. Если всё исправно, то послышится монотонное шипение.

Очень важное значение имеет правильная настройка головки чтения записи магнитофона. Точная её установка производится по специальной записи на ленте. Такая лента имеется на заводах фирмы «Мелодия» и у изготовителей магнитофонов. В худшем случае можно воспользоваться качественной фирменной записью и отрегулировать головку так, чтобы хорошо слышались звонкие звуки. Заметьте это положение головки и возвращайтесь к нему после каждой вынужденной перестройки. Старайтесь, чтобы все ваши программы были записаны при одном положении головки магнитофона. Программа, записанная при других положениях, легко распознается по глухому звучанию и невозможности ввести её в БК-0010 без смещения головки.

Большое значение имеет уровень выходного сигнала магнитофона. Он должен быть в пределах 0,6-0,8 В. Это достигается при записи с небольшой перегрузкой по уровню сигнала (АРУ отключается).

Не всегда причиной неудачного ввода программы в БК-0010 является сам магнитофон. Вот некоторые другие возможные причины.

  1. Помехи от телевизора. Они могут поступать от схем телевизора по соединительному кабелю или вне его. Это проявляется как гудящий звук, возникающий чаще всего от цветного телевизора. Его можно уменьшить, либо удалив БК-0010 от телевизора, либо меняя угол их взаимного расположения.
  2. Помехи от тиристорных схем. Они возникают, если в сеть, питающую БК-0010, включены приборы, управляемые от мощных тиристорных переключателей. Чаще всего такое случается в заводских и лабораторных условиях.
  3. Помехи от радиостанций, ретрансляторов и т.п. Уровень сигнала от них может быть настолько велик, что БК-0010 просто не сможет работать.
  4. Плохие ленты или лентопротяжный механизм. Они могут иметь некачественный магнитный слой или заедающий механизм. Последнее случается чаще всего. Чтобы отбраковать ленту, поставьте её в исправный магнитофон и прокрутите в обе стороны. Если лента перемотается бесшумно, то кассета исправна. Если будет слышен «царапающий» звук, то она чаще всего непригодна. Некоторые ленты при такой проверке даже останавливаются.
  5. Если старая запись плохо стёрта, то это также может быть причиной сбоев при чтении программы. Лучше всего предварительно стереть старую запись.

Как видим из беглого рассмотрения проблемы записи программ, вам потребуется более строгое отношение к технике, чем при обычной работе с фонограммами. Дополнительно ещё несколько советов.

  1. Во время записи программы всегда делайте дубль.
  2. Всегда после записи сразу проверяйте её, пока программа ещё в памяти.
  3. Производите промежуточную запись программ во время их ввода с пульта. Можно установить за правило записывать, например, при добавлении каждых 40 строк. Это избавит вас от повторения набора программы при неожиданных отказах.
  4. Если запись не удаётся прочитать, попробуйте ввести её с одного из каналов стереомагнитофона.
  5. Если у вас нет кассетного магнитофона, пригоден и бобинный.
  6. Если вы хотите сэкономить плёнку и время считывания программы, то перепишите её на пониженной скорости, а затем запишите на удвоенной. Получится двойное «сжатие» записи. БК-0010 обычно считывает такую запись.

Параметры БК-0010

Возможности любой ЭВМ прежде всего определяются её компонентами. Сердцем БК-0010 является микропроцессор К1801 (вычислительная схема). Именно он исполняет арифметические, логические, обменные и другие операции. В данном случае скорость их выполнения доходит до 300 000 операций в секунду. Марка микропроцессора та, что используется в профессиональных микро-ЭВМ типа ДВК. Система операций К1801 практически совпадает с ещё более мощными мини-ЭВМ типа СМ-4 и СМ-1420. Это значит, что БК-0010 находится в одном ряду с современными ЭВМ и программы, составленные на БК-0010, можно с небольшими изменениями использовать на этих ЭВМ. Можно и, наоборот, использовать мощные ЭВМ для разработки программ для БК-0010. Это обычно делается на языке МАКРОАССЕМБЛЕР.

В чём же уступает БК-0010 этим ЭВМ? Прежде всего БК-0010 уступает профессиональным ЭВМ по объёму оперативной памяти. Она здесь всего 16 тыс. байт (1 байт позволяет запомнить одну букву). Если, например, в такую память вводить только тексты, то войдёт не более шести страниц книги из серии «Библиотека всемирной литературы». У БК-0010 есть, правда, режим, когда память можно расширить до 28 тыс. байт в ущерб выводимой на экран телевизора информации, но этот режим не всегда удобен. В оперативной памяти хранятся программы и данные, нужные ЭВМ для непосредственной работы. Поиск информации здесь происходит чрезвычайно быстро. Однако попадает сюда информация вначале с пульта ЭВМ или из магнитофона, если она была туда предварительно записана.

Долговременная память на основе магнитофона медленная. Например, чтобы заполнить все 16 тыс. байт, нужно ждать считывания около 100 с. Зато на одной кассете можно записать сразу до нескольких сот страниц текста программ. Обычно для этих целей в профессиональных ЭВМ используют накопители на магнитных гибких дисках, которые позволяют находить любую информацию за доли секунды.

Итак, малый объем оперативной памяти и отсутствие дисков - важнейшие ограничения БК-0010 по сравнению с профессиональными микро-ЭВМ. Но в то же время БК-0010 имеет и преимущества. Главные из них - массовость, малые размеры, вес и стоимость. Кроме того, БК-0010 располагает возможностью выдачи графиков, рисунков и звуков. Ещё совсем недавно эти возможности были у редких профессиональных ЭВМ, и они стоили десятки тысяч рублей.

Для ввода информации в БК-0010 используется клавиатура, совмещённая с корпусом. Она представляет собой набор контактных переключателей, покрытых плоской плёнкой с нанесёнными на неё символами. Чтобы ввести код символа в ЭВМ, нужно нажать на плёнку с усилием, достаточным для переключения. Сразу отметим, что гут есть как отрицательные, так и положительные моменты. Во-первых, усилие иногда может быть значительным, особенно если плёнка толстая и находится высоко над кнопками. Во-вторых, плёнка быстро портится. В-третьих, при сильной электризации (например, трением) возможен пробой сквозь плёнку микросхемы, обслуживающей клавиатуру. Наконец, профессионалам не нравится отсутствие свободного хода кнопок при их нажатии - «жёсткость» кнопок БК-0010.

Несомненным достоинством такой клавиатуры является отсутствие щелей, в которые могут попасть мелкие предметы и испортить ЭВМ. Другой плюс - лёгкость замены символов пульта на новые простым наложением другой плёнки (или полоски бумаги). Такой вариант был практически опробован и показал себя с самой лучшей стороны. Например, накладывались полоски с рисунками вместо букв (так можно учить ребёнка азбуке). Можно также наложить набор символов национального алфавита (латышский, армянский, грузинский...) и работать с национальными текстами. Правда, для этого ещё нужен и программируемый алфавит. К сожалению, в БК-0010 адрес алфавита постоянный, поэтому приходится использовать специальные программы для вывода новых символов. Пакет таких программ был создан и получил название системы «Рига-микро». В этот пакет дополнительно к символам БК-0010 (латинские, русские, цифры, пунктуация, спецграфика) можно вводить любой нужный алфавит. Все символы можно выводить в БК-0010 в виде 24 строк, каждая по 32 или 64 символа. В случае режима вывода 32 символов цвет каждого из них можно задавать отдельно. В этом же режиме выводятся цветные графики: 256 точек по горизонтали и 240 по вертикали. При режиме 64 символов эти числа составляют 512 и 24 соответственно.

Таким образом, БК-0010 позволяет программировать текстовую информацию с русскими и латинскими символами и включать в неё графическую информацию произвольной формы, что очень ценно для программ игрового, учебного и делового характера.

Интересной особенностью является возможность подключения БК-0010 к электронным устройствам. Для этой цели предусмотрены два плоских разъёма. Один из них служит для подключения профессиональных устройств, предусматривающих канал обмена информацией ИРПС. Другой разъем - это 16 контактов, с которых можно принять сигналы в БК-0010, и 16 контактов, на которые можно выдать сигналы из БК-0010 по заложенной программе. Этот разъем назван портом. Через порт подключаются регуляторы световых приборов, контактные датчики, тепловые регуляторы и т.п. В научных целях этот порт используют для подключения простых измерительных и управляющих приборов. Дома к нему можно подключить разные модели, например детскую железную дорогу. Большой интерес представит БК-0010 и для увлекающихся цветомузыкой.

Заканчивая рассмотрение технических особенностей БК-0010, укажем на возможность использования так называемых жёстких программ. Для них предусмотрен специальный отсек. Ввод такой программы не требует магнитофона, нужно просто вставить микросхему с программой в гнездо отсека. Пока что такие микросхемы содержат трансляторы с языков ФОКАЛ и БЕЙСИК, но ожидается поступление и других программ (игр, отладчиков, редакторов и т.п.).

Языки программирования БК-0010

В микросхеме постоянной памяти БК-0010 находится транслятор с одного из языков программирования. Это либо ФОКАЛ, либо более популярный в мире язык - БЕЙСИК.

К настоящему времени для БК-0010 сделано много программ на разных языках, в том числе и в машинных кодах. Если вам попалась такая программа, то вы должны уметь её ввести и запустить на исполнение. Для этого нужно освоить процедуру перехода к специальному режиму ввода и пуска машинных программ. Процедура для ФОКАЛа и БЕЙСИКа различна. В первом случае вы должны нажать клавиши ЗАГЛ, ЛАТ, Р, пробел, М, ВВОД, во втором - ЗАГЛ, ЛАТ, М, О, N, I, Т, ВВОД. В ответ на выдачу ЭВМ вопросительного знака нажмите М. БК-0010 запросит «ИМЯ?», и тут нужно ввести имя программы на ленте, нажав ВВОД, запустить магнитофон на воспроизведение программы. Когда звук кончится (и программа тоже), вновь появится «?». В ответ нажмите РУС, С, ВВОД, если в начале программы находится первая команда. После этого программа начнёт исполняться. Остановить программу можно, нажав клавишу СТОП.

Кроме трансляторов с языков ФОКАЛ и БЕЙСИК, в настоящее время доступны и другие. Все они вводятся с магнитной ленты указанным выше способом. Автору этой статьи известны трансляторы ФОРТ и АССЕМБЛЕР для БК-0010.

Т-язык

Язык был придуман автором этой статьи в 1985 г. для БК-0010 специально для создания обучающих программ и игр, а также для документирования программ. Буква «Т» взята из слова «текст». Дело в том, что назначение Т-языка - создание программированных текстов, отличающихся от обычных включением диалога автора с читателем, динамических иллюстраций и звуковых эффектов. От программ эти тексты отличаются прежде всего тем, что основным элементом здесь является не оператор (приказ ЭВМ), а кадр - доза текста на любом естественном языке. Кадры выглядят так же, как обычные тексты в книге, в частности, они могут содержать и рисунки. Указания ЭВМ помещаются между кадрами в виде особых строк, которые начинаются восклицательным знаком, он как бы говорит ЭВМ: «Внимание! Это строка для тебя». За восклицательным знаком идут символ оператора и необходимые параметры. Например, согласно строке

!?, село, деревня

ЭВМ будет искать в ответе человека, только что введённом в ЭВМ, слово «село» или «деревня». А согласно строке

!:+ верн

ЭВМ будет искать в программированном тексте строку, которая начинается сочетанием «верн», если результат поиска слов в ответе человека был положительным.

Транслятор с Т-языка и программа ввода текстов в ЭВМ названы системой «Рига-микро». Отличительной особенностью системы является возможность создания практически любых алфавитов, в том числе всех республик СССР. Это особенно важно для обеспечения национальном письменности при компьютеризации образования и быта.

В настоящее время создано большое количество программированных текстов по самым различным темам, и они разошлись по многим нашим городам. Для тех, кто их имеет, сообщу некоторые правила работы с программированными текстами. Чтобы запросить очередной кадр такого текста, нужно нажать клавишу ВВОД. Начинаются все тексты с адреса 1000 и кончаются адресом 37776. В каждый текст можно ввести новый текст: для этого нажмите «?» и ВВОД, а на вопрос «ИМЯ» наберите имя нового текста, закончив его пробелом (обязательно пробелом!), и включите магнитофон. Копирование текста тоже предусмотрено. Для этого нужно нажать HP и ВВОД одновременно, а затем ещё раз ВВОД. В режиме «Редактор системы Рига» нажмите ЛАТ, ЗАГЛ, а затем СУ и F одновременно. На вопрос «ИМЯ ФАЙЛА» включите магнитофон на запись, наберите название текста, затем, завершив его пробелом (обязательно пробелом!), произойдёт запись текста.

Кому нужен БК-0010

Зарубежный опыт показал, что первые партии бытовых ЭВМ были приобретены профессионалами - программистами и инженерами. Для них такого рода ЭВМ - новая форма интеллектуального досуга, каким, например, является для многих спорт, радиолюбительство, автомобиль.

Другой категорией потребителей оказались студенты и школьники. Все они обычно начинают с компьютерных игр. К сожалению, многие так и остаются коллекционерами игр, иногда даже превращаются в «игроманов», т.е. людей, проводящих неоправданно большое время за играми с ЭВМ.

Программировать молодёжь начинает по различным причинам. Прежде всего это любопытство. Как устроена эта программа? Смогу ли я сделать такую самостоятельно? Смогу ли я сделать эту игру лучше? Сложно ли создать новую игру? - эти и подобные вопросы становятся первым толчком.

ЭВМ обладает редким свойством подчиняться самым изощрённым указаниям человека, записанным на её языке. И после первой простенькой программы возникает неизбежное желание создать более сложную, более «умную», а потом ещё более-более. Так незаметно оказываешься вовлечённым в новый, ни на что не похожий мир программирования, в котором постоянно не хватает всего нескольких часов, чтобы найти последнюю ошибку в своей программе. Научившийся программировать быстро начинает извлекать определённые выгоды. Например, если это студент, то он начинает экономить время на выполнении расчётов по обработке лабораторных работ и предварительной проверке алгоритмов решения задач, заданных для больших ЭВМ, к которым нет свободного доступа.

Для школьника БК-0010 может представлять двоякий интерес. Во-первых, именно эта ЭВМ используется в школах при изучении предмета «Информатика и вычислительная техника». Значит, дома можно поупражняться на своей ЭВМ, чтобы практически освоить этот предмет. Во-вторых, ожидается появление большого количества различных программированных репетиторов, тестов знаний, тренажёров, обучающих задачников по разным школьным предметам. С этого момента станет возможной автоматизация учебного процесса в домашних условиях. Кроме того, возможны пакеты программ по определению способностей к той или иной профессии. И наконец, игра. Речь идёт не только об играх для детей, примеры которых мы видели по центральному телевидению, но и об обучающих программах для малышей. Такие программы для БК-0010 уже есть, некоторые были сделаны автором этой статьи. Программа «Компьютерный мир» позволяет ребёнку освоить понятия композиции рисунка, перспективы и составляющих элементов. Всё, что требуется от ребёнка, - это выбрать элемент на накладной клавиатуре (домик, дерево, фигурка, птица, гора, дорога, озеро, забор или машина), задать место этого элемента на экране, а остальное сделает ЭВМ. В результате работы с подобной программой ребёнок без всякой помощи обучается быстро создавать пейзажи на экране. В компьютерных мирах можно задавать простые законы с целью их изучения детьми. Например, в упомянутой программе невозможно поместить дом на небе или солнце на земле. Очень хорошо использовать в детских обучающих программах принцип «оживления» картинок, например собака бегает при нажатии буквы «с», а заяц прыгает при нажатии «з» - в программированном алфавите. Таким образом, в виде игр можно построить обучение арифметике, музыке, рисованию и другим предметам.

Человека, пользующегося дома печатающей машинкой, например литератора, может заинтересовать режим «электронной печати» на основе БК-0010. Известно, что подготовка текстов - самая популярная в мире задача для персональных ЭВМ. Дело в том, что печатающая машинка, подключённая к ЭВМ, приобретает ряд совершенно уникальных свойств. В такой системе текст попадает не сразу на бумагу, а вначале в память ЭВМ. Причём это происходит бесшумно, лёгким нажатием клавиш. При этом исключено понятие «помарка», так как при любом исправлении буквы она просто замещает старую. Также просто решается вопрос вставки и убирания слов, для этого строку не надо перепечатывать, а достаточно нажатием специальной клавиши подвинуть строку в нужную сторону и вставить слова. Упрощается процедура перемещения абзаца. Для этого вместо перепечатки нужно указать начало и конец абзаца, а затем новое место. Но и это ещё не всё. Есть программы, автоматически проверяющие правописание слов и даже пунктуацию.

Такие программы содержат словари в десятки тысяч слов и сотни правил грамматики. Скорость их работы доходит до тысяч слов в минуту. Наконец, программы, которые называются форматтерами, распечатывают текст с нумерацией страниц, выравниванием левого края текста, центровкой заголовков и другими полезными процедурами, создающими типографское качество печати.

Теперь говорят о возникновении нового направления - домашних информационных центров, которые, будучи подключены через телефон к редакциям газет, журналов и информационным службам, способны формировать интересующие человека материалы прямо на дому. Всё это может показаться далёким будущим. Однако это не так. Уже сегодня БК-0010 имеет несколько программных редакторов текста. В частности, есть редактор, позволяющий готовить тексты с произвольными алфавитами, блок-схемами и простыми рисунками. Кстати, эта статья подготовлена таким редактором.

Программное обеспечение БК-0010

К моменту начала выпуска БК-0010 у нас в стране не было прецедента создания программ для бытовых ЭВМ, поэтому программное обеспечение БК-0010 состояло из транслятора ФОКАЛ и нескольких игровых программ. Однако уже в 1986 г. у некоторых коллекционеров накопилось более 300 различных программ. Что же это за программы? Отметим сразу, что все они - результаты первых попыток разработки любительских программ, поэтому рано ещё подходить к ним с общими мерками, тем более что в ряде случаев это были первые программы начинающих авторов.

Все программы можно разбить на четыре группы:

(1) системные, (2) игровые, (3) учебные и (4) расчётные.

Среди системных программ для БК-0010 есть трансляторы языка БЕЙСИК: адаптированный с версии для микро-ЭВМ «ЭЛЕКТРОНИКА НЦ-80» и быстрый транслятор в оригинальной разработке Вильнюсского университета. Оба транслятора вводятся с магнитофона и могут работать лишь с числовыми данными. В 1986 г. появился вариант транслятора на трёх микросхемах (г. Вильнюс). Этот вариант выполнен близко к международному стандарту MSX, что означает возможность использования многих зарубежных программ. Есть попытки разработки и других трансляторов для БК-0010.

К системным программам относится и отладчик программ (г. Рига) в кодах команд БК-0010. Он очень удобен для разработки быстрых и компактных программ на машинном языке, а также как обратный ассемблер программ.

Системной можно считать и разработку ФОКОД (г. Москва), которая позволяет объединять программы на языке ФОКАЛ с программами в машинных кодах.

Известно несколько вариантов редактора текстов, различающихся назначением.

Группа игровых программ, пожалуй, самая многочисленная. Большинство игр написано на языке ФОКАЛ. Одними из первых, получивших распространение, были ХАММУРАПИ, ПОЛЯНКА, МИР (г. Рига). Чаще всего такие программы - результат адаптации программ на языке БЕЙСИК.

Группу учебных программ для БК-0010 правильнее назвать учебно-демонстрационной, так как все программы не отражают систематического подхода к учебному процессу. Это не связанные между собой программы, которые всего лишь доказывают возможность решения отдельных учебных задач. Среди них имеются тесты знаний по разным языкам (русский, английский, немецкий), а также по физике, математике, химии, биологии, истории, географии и другим предметам. Использована и форма тренажёра (иностранные слова, физические константы, понятия программирования и т.п.), позволяющая автоматизировать процесс запоминания различных фактов.

Наиболее полной системой является пакет обучающих программ по языку БЕЙСИК (г. Рига). Его цель - помочь тем людям, которые решили заняться самостоятельным изучением этого языка. Пакет содержит три программированных урока по БЕЙСИК, тренажёры по новым понятиям, тесты знаний, задачники и ответы к задачам с рекомендациями по их решению.

Кроме обучения языку БЕЙСИК, подготовлена серия программ по курсу информатики, начиная со знакомства с клавиатурой и возможностями ЭВМ: ПЕРЕКРЁСТОК, ПОЖАР, ИЗМЕРЕНИЯ, ПЕЙЗАЖ, ГОРОДА СССР, КЛАВИАТУРА (г. Рига). Эти программы позволяют не только последовательно освоить клавиатуру БК-0010, начиная с клавиши ВВОД, но и показать возможности использования БК-0010 в самых разнообразных ситуациях. Кроме программ первого контакта с ЭВМ, имеются описания и задачники к учебному редактору текстов и базе данных. В качестве примера подготовлены две базы данных - ЕВРОПА и ЗНАКОМЫЕ.

Основные понятия программирования: «команда», «серия команд», «повтор», «цикл», «метка», «переход по метке» - поможет освоить программа - исполнитель РОБОТ, в которой можно управлять движением человечка-робота по комнатам.

Очень интересна немногочисленная группа учебных моделей. Некоторые из них перекочевали в БК-0010 из описаний зарубежных программ. Такова, например, удачная программа МЕНЕДЖЕР (г. Москва), в которой обыгрывается простая экономическая модель управления фирмами. К этой же серии относится упомянутая выше ХАММУРАПИ, в которой предлагается управлять хозяйством древнего государства. Остаётся надеяться на появление таких же увлекательных программ-моделей колхоза, завода, кооператива и т.п., чтобы можно было, пусть в игровой обстановке, ощутить специфику принятия решения по экономическим и организационным вопросам этих предприятий.

К учебно-демонстрационным программам примыкают и просто демонстрационные. Например, программы ДОМИК и СЧЕТ (г. Рига) показывают возможность использования программированной речи при обучении детей рисованию и счету. Программы ПЕСНИ, ВИКТОРИНА (г. Рига) и МЕЛОМАН (г. Москва), возможно, вызовут интерес у учителя музыки и у любителей компьютерной музыки.

Группа расчётных программ БК-0010 особенно разнообразна. Здесь есть и программы выполнения узкого анализа, но секрет назначения знают лишь авторы. Большая группа программ посвящена решению уравнений, интегрированию и статистике. Есть и медицинские программы.

Надежды и возможности

Излишне оптимистическая (а иногда пессимистическая) информация по отношению к персональным ЭВМ вообще и к БК-0010 в частности - источник многих заблуждений и разочарований новичков. Нередко в прессе можно прочесть, что БК-0010 может заменить телефонную книгу, готовить пищу, обучать любым предметам и т.п. Автору приходилось встречаться с людьми, которые приобрели БК-0010, чтобы, например, автоматизировать систему выплаты зарплаты или сделать информационно-поисковую систему по научным публикациям, или создать банк данных по уголовному кодексу и т.д. Приходилось объяснять, что вся память БК-0010 - это всего лишь несколько листов печатного текста. А при таких объёмах лучше информацию просто записать и просматривать вручную. Иное дело - расчётные или динамические программы, которые порождают информацию на сотни и тысячи страниц.

С другой стороны, есть люди, которые считают, что БК-0010 нужно немедленно снять с производства, так как она совершенно ненадёжная, без программ, с клавиатурой, на которой невозможно работать, и с телевизором, на который вредно смотреть. Такую точку зрения обычно имеют люди, либо не разобравшиеся в чем дело, либо просто недоброжелатели.

Конечно, вышеперечисленное не снимает с повестки дня вопрос о сети сервисных служб по бытовым ЭВМ, где могут не только быстро и качественно устранить неполадки в БК-0010, но и оказать необходимую консультацию по обслуживанию и программированию ЭВМ, подключению к телевизору и магнитофону.

Приход ЭВМ в семью - несомненно, новое и сложное социальное явление, поскольку оно затрагивает информационную структуру людей. Сейчас трудно сказать, к каким последствиям это приведёт даже в обозримом будущем, но несомненно, что эти последствия могут быть как положительными, так и негативными, если всё пустить на самотёк. Здесь можно провести параллель с возникновением и распространением кассетных магнитофонов. Магнитофонные записи сделали возможным приобщение самых широких масс к современной музыке по выбору. Собираются дома гости. Какую желаете песню? И пожалуйста, слушайте! Но, увы, как редко теперь слышатся песни самих гостей и как часто звучат записи сомнительного качества и содержания. Программы бытового компьютера имеют много общего с музыкальными записями, они также распространяются на кассетах, их можно копировать в домашних условиях и делать тематические подборки. Содержанием программ являются обычно тексты и картинки, выдаваемые ЭВМ на телевизор, а способ воздействия - диалоговый. При прослушивании музыки нужно лишь вставить кассету и включить кнопку воспроизведения. При работе с ЭВМ нужно постоянно отвечать на её вопросы, ибо здесь режим работы активный.

Итак, процесс всеобщей компьютеризации начался, приглашайте ЭВМ в семью и не бойтесь её. Она способна стать вашим другом и обогатить вас новыми знаниями.

 

Стиль программирования

Для каждой группы программ БК-0010 характерны свои особенности, знание которых вырабатывается на практике. Вот некоторые из них, присущие обучающим программам:

Соблюдение указанных рекомендаций позволит вам создавать качественные обучающие программы.

Задачи для БК-0010

Количество задач, которые применимы для БК-0010, неограниченно. Однако для новичка их поиск может стать проблемой. Ниже перечислены некоторые из задач, актуальные в первое время общения с ЭВМ.

  1. Рисование по экрану с сохранением результата на магнитной ленте. Желательно иметь несколько «кисточек»» разного цвета и разной толщины управляемых как курсор. Нужен редактор рисунков, позволяющий «вырезать участки, смещать их и налагать друг на друга.
  2. Исполнение мелодий. Требуется редактор с прямым вводом нотных обозначений на нотный стан и немедленным исполнением как по отдельным звукам, так и целиком. Исполнитель должен иметь несколько тембров и октав и набор специальных звуковых эффектов.
  3. Электронная таблица. С её помощью нужно задавать структуры и сами операции в каждой позиции, а также возможность связи позиций между собой. Должно быть также предусмотрено обращение к элементам путём установа в них курсора.
  4. Анализаторы текстов. Годны программы различных применений. Например, поиск грамматических ошибок, упорядочение слов вводимого текста по разным признакам (алфавитным, буквосочетаниям, слоговым и т.п.), подсчёт слов, буквосочетаний, букв в тексте по заданным признакам и т.п.
  5. Генераторы игр. Такие программы способны формировать декорации игр, движущиеся объекты, правила движения и логику действия объектов и стратегию выигрыша.
  6. Генераторы программированных фильмов. Всё аналогично генераторам игр, но добавляется сюжет и его исполнитель во времени. Оформление должно быть звуковым и с субтитрами. Особенно интересна возможность диалога во время фильма.
  7. Программированный туризм. Аналогично 6, но в качестве материала берутся города, дороги между ними или фантастические пейзажи. «Путешественник» может перемещаться в запрограммированном пространстве.
  8. Программированный атлас. Речь идёт о картах, введённых в ЭВМ, которые можно запрашивать в разных масштабах.
  9. Преобразователи текстов, вводимых с пульта в речь ЭВМ.
  10. Проблемно-ориентированные трансляторы для учебных предметов. Имеется в виду создание языков и программных средств к ним аналогично тому, как это было сделано для специалистов-физиков (ФОРТРАН), экономистов (КОБОЛ) и др., но в данном случае - для учителей химии, истории, литературы и т.п. Примером такого языка может быть Т-язык.
  11. Пакет обучающих программ. Здесь возможности неограниченны. Актуально всё, что представляет интерес для самообучения: языки (иностранные и искусственные), машинопись, быстрое чтение, школьные предметы и вузовские курсы, устройство ЭВМ, правила дорожного движения и т.п.
  12. Домоводство. Это может быть расчёт семейного бюджета, рецептов блюд, количества удобрений, вносимых в огороде, и управление электронной сигнализацией в доме, а также бытовыми приборами.

 

Performed by © gid, 2012-2022.