А.А. Саяпин, г Москва

СЕТЕВАЯ СИСТЕМА SPRUT2

Краткое описание

Назначение и условия применения

Сетевая система SPRUT2 разработана с целью максимального использования широких возможностей локальной сети 75 Кбод на базе компьютеров семейства БК. Система обеспечивает выполнение на периферийных компьютерах БК-0011М программ для БК-0011М (расширение SAV) и программ для БК-0010 в машинных кодах (.BIN), на языках FOCAL (.FOC) и BASIC (.ASK, .COD). Программы могут читать и писать файлы данных на диски центральной ПЭВМ.

Система работоспособна при наличии сетевого оборудования и с операционной системой V4.0 и старше. Операционная система может находиться в любом режиме (предпочтительнее виртуальный). Файлы сетевой системы SPRUT2 должны располагаться на системном диске.

Запуск системы

Если операционная система находится в стандартном режиме, рекомендуется перейти в виртуальный командой .Setswp Memory.

Перед запуском системы могут быть заданы дополнительные однобуквенные имена устройств, доступных периферийным машинам в процессе работы. Эти устройства задаются командой операционной системы .Assign. В поставляемых ИНТЕРСЕРВЕРом операционных системах в стартовом командном файле задаются следующие имена устройств:

.Assign BY0 A
.Assign BY1 В
.Assign SY С
.Assign LD7 D

Запуск системы осуществляется командой .SPRUT2. После этого периферийные ПЭВМ можно включать в сеть двумя способами либо включением питания, либо перезапуском ПЭВМ путём нажатия клавиш [АР2]/[ЛАТ], [АР2]/[СБР]. В обоих случаях вхождение в сеть происходит автоматически.

Работа в системе

Пользовательский интерфейс системы выполнен по принципу двухпанельного управления в стиле Norton Commander для IBM PC. Панели содержат каталоги выбранных устройств в центральной ПЭВМ. Левая панель носит название системной, каталог в ней выводится в порядке расположения файлов на устройстве. Правая панель называется рабочей, её каталог отсортирован по алфавиту.

В нижней строке экрана отображаются функциональные клавиши. Их ввод осуществляется одновременным нажатием [АР2] и соответствующей цифровой клавиши. Приведём их список и назначение:

1 (Help)

- справочник;

2 (Left)

- переход в левую панель и чтение каталога;

3 (Right)

- переход в правую панель и чтение каталога;

5 (ВК0010)

- вход в режим эмуляции БК-0010;

0 (Quit)

- выход из системы.

Для запуска программ на периферийной ПЭВМ нужно подвести курсор на требующийся файл и нажать [ВВОД]. Переход между панелями осуществляется клавишей [ТАБ]. Файлы данных для исполняемых программ записываются на устройство, каталог которого приведён в рабочей панели.

Следует отметить, что таким образом запускаются программы с расширением SAV и BIN (т.е. программы в кодах для БК-0011М и БК-0010). На файлы с другими расширениями система не реагирует. Для исполнения программ для БК-0010 на языках FOCAL и BASIC служит функциональная клавиша (5) Нажимая одновременно [AP2]/[B], можно вы брать текущий режим БК-0010 - FOCAL или BASIC (при этом меняется текст в нижней строке экрана). Войдя в этот режим можно работать с языками FOCAL или BASIC как на отдельной ПЭВМ БК-0010

Функциональные клавиши [2] и [3] предназначены для чтения каталогов других устройств в соответствующие панели. При их нажатии выдаётся запрос «...Drive letter [ABCD.]». Следует ввести одну из букв в квадратных скобках. Точка соответствует рабочему диску центральной ПЭВМ. Другие имена устройств задаются командой .Assign операционной системы.

Функциональная клавиша [1] предназначена для получения справочника по сетевой системе SPRUT2. Выйти из SPRUT2 в операционную систему можно клавишами [АР2]/[0].

Сообщения системы SPRUT2

Hardware error - ошибка сетевой аппаратуры;

Insufficient memory - недостаточно памяти;

ROM error - ошибка ПЗУ в странице #12;

No module - на системном диске нет модулей системы или ни один не считан.


 

С.А. Разбитной,

г. Москва

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА БК

Существует, по крайней мере, три типа программ, основная функция которых - построение изображения на экране дисплея. К первому типу можно отнести графические редакторы - программы, позволяющие сформировать картинку на экране и сохранить её, как правило, в растровой форме. Ко второму типу относятся плоскостные системы геометрического моделирования. Они отличаются тем, что в памяти машины хранится не изображение на экране, а параметры геометрических объектов - точек, прямых, окружностей и т.д. Параметры этих объектов соответствуют реальным координатам, а на экран выводится полное изображение или его фрагменты в произвольном масштабе. И наконец, третий тип - пространственные системы геометрического моделирования. В памяти хранятся трёхмерные координаты, а изображение выводится на экран в произвольном виде и масштабе.

Системы геометрического моделирования (СГМ) используются во всём мире уже более 20 лет и составляют основу пакетов автоматизации конструирования и производства. (Простейший пример - выпуск чертежей.) Ресурсы памяти и быстродействия, необходимые для работы такой системы, значительно превышают возможности бытового компьютера. Тем не менее, автором разработана плоскостная система геометрического моделирования для БК-0010, в которой реализованы основные функции, используемые в современных СГМ.

Эта программа предназначена для точных геометрических построений на плоскости. Создаваемая геометрическая модель может состоять из объектов трёх типов: точек, отрезков прямых и дуг окружностей. Для точки в памяти машины хранятся её координаты, для отрезка - координаты его концов, для дуги - координаты центра, радиус и углы, соответствующие начальной и конечной точкам. Координаты измеряются в любых единицах.

Работа с программой сводится к построению точек, прямых и окружностей. Для задания точки можно указать её позицию на экране, ввести координаты, смещение от существующей точки по координатным осям или вдоль прямой. Можно построить точку на конце дуги или отрезка, в центре окружности, а также использовать точку пересечения двух линий.

Для построения отрезка прямой можно задать координаты его конца, указав их на экране или введя числовые значения. Можно также построить отрезок под заданным углом к оси X, параллельно или перпендикулярно другому отрезку, построить касательную к окружности или к двум окружностям.

Окружность задаётся положением центра и длиной радиуса либо строится по трём точкам. Реализованные в системе функции обеспечивают любые построения, которые могут быть выполнены с использованием линейки и циркуля.

Для управления программы используется система меню. Меню, представляющее собой список функций, выводится в нижней части экрана под графическим изображением. Функция выбирается нажатием соответствующей цифровой клавиши.

Изображение выводится на экран в произвольном масштабе. Программа позволяет увеличить или уменьшить текущий масштаб вдвое с указанием нового центра рисунка, выделить на экране прямоугольную область, указав границы курсором, и вывести содержащееся в ней изображение во весь экран, а также рассчитать максимальный масштаб, в котором рисунок полностью помещается на экране.

На созданном изображении программа позволяет определять координаты, измерять расстояние и угол, вычислять площадь треугольника, заданного координатами вершин.

Любой объект, который в данный момент не требуется для работы, может быть временно погашен, а потом, если необходимо, вновь отображён на экране Линии промежуточных построений могут быть удалены.

С каждым объектом связан параметр, называемый номером уровня Все объекты, имеющие один и тот же номер уровня, образуют группу, которая может быть вызвана по этому номеру.

Программа написана на языке Фокал и занимает почти всю память БК-0010. Свободного пространства хватает для размещения 30-40 объектов, что позволяет использовать программу, как правило, только в учебных целях. Та же программа, переписанная на БЕЙСИКе, к сожалению, не помещается в памяти БК-0010, но её реализация на Спектруме с памятью 48К позволяет создать около 80 графических объектов. Объём исходного текста программы на Бейсике для IBM PC составляет 60-80К, в зависимости от включаемых в неё модулей. В отличие от версии для БК, это уже «полномасштабная» программа, предназначенная для выпуска чертежей. Она является составной частью программного комплекса ГЕМОС (геометрическое моделирование обводов самолёта) для IBM-совместимых ПЭВМ, разработанного специалистами ОКБ им. А. С Яковлева и использовавшегося при проектировании и производстве самолётов Як-54, Як-11 2, Як- 58 и др.

Характеристики данной программы и опыт работы с ней показывают, что на БК- 0011 возможна реализация рабочей версии плоскостной системы геометрического моделирования. Несмотря на слабые возможности этой машины по сравнению с IBM PC, её можно будет использовать для конструкторских работ, а возможность файловой совместимости БК с IBM позволит выводить чертежи на графопостроитель.

Желающие приобрести систему ГЕМОС и ознакомиться с её демоверсией могут обращаться в редакцию по телефону: (095) 208-30-78.


 

Уважаемые читатели!

В письмах, приходящих в редакцию, пользователи БК задают множество вопросов. Мы попытались выделить наиболее интересующие наших читателей темы:

Приглашаем всех, кто располагает какой-либо информацией по перечисленным выше темам, поделиться своими знаниями и опытом через наш журнал Список тем в дальнейшем будет дополнен по вашим предложениям.

 

Performed by © gid, 2012-2022.