И. ПАНЧЕНКОВ

Приручение БК

Наконец-то вы приобрели БК-0010, но... радоваться ещё рано. У обновы есть множество мелких недостатков, и нужно изрядно попотеть, чтобы оказаться владельцем действительно надёжного (почти безотказного) и удобного бытового компьютера. Для достижения этой цели не обязательно совершать длинный путь проб и ошибок, которым прошли первые владельцы БК; вы можете воспользоваться их коллективным опытом, о котором я постараюсь рассказать.

Начнём с того, что в прямом смысле слова лежит на поверхности: с клавиатуры. Она бывает двух типов: плёночная, или низкая, и полноходовая, или высокая.

Плёночную клавиатуру нужно (поверьте опытному пользователю!) сразу разобрать, плёнку с нарисованными клавишами и тонкую резиновую прокладку с прямоугольными вырезами выбросить, а все полиэтиленовые толкатели клавишных кнопок покрыть каким-либо лаком и тщательно высушить. Затем можно (если есть желание) покрасить толкатели разноцветными нитроэмалями (например, в соответствии с цветами снятой плёнки) и снова высушить. Наконец, нужно перевести на толкатели деколи (переводные изображения) клавиш БК, которые изготовляются Химкинским многоотраслевым комбинатом (141400, Московская обл., г. Химки, Юбилейный просп., 40; тел. 571-12-75; возможна продажа по почте). Деколи производятся в белом, чёрном, красном, жёлтом, зелёном и синем цветах; учтите это при раскраске клавиш. Переведя деколи, ещё раз покройте толкатели лаком - на этот раз масляным, чтобы не испортить изображения на клавишах, - и высушите в течение суток.

Теперь можно собрать клавиатуру «по заводскому», а можно внести небольшие, но очень полезные изменения.

Клавиша HP в заводском варианте расположена в левом дальнем углу, что делает невозможным одновременное нажатие одной рукой её и какой-либо из клавиш правой части клавиатуры. Сначала это не мешает, но по мере увеличения навыка работы начинает раздражать. Поэтому рекомендую разорвать запараллеливающие монтажные соединения на печатной плате клавиатуры у входных кнопок в парах, обеспечивающих переключение регистров РУС и ЛАТ, и присоединить высвободившиеся кнопки параллельно кнопке HP (и друг другу). Нижний ряд клавиш приобретёт вид, показанный на фото, и очень скоро вы поймёте, что обмен части клавиш РУС и ЛАТ на HP весьма выгоден! При такой организации клавиатуры на ней не остаётся мёртвых зон, и она становится управляемой пальцами одной руки. Кстати, для такой переделки полезно запастись лишней парой деколей для «размножившейся» клавиши HP

Теперь можно собрать клавиатуру, объединить какими-либо накладками четыре пробельные кнопки и две кнопки ВВОДа и посмотреть, что же получилось. А получилась качественно новая клавиатура, лишённая ряда серьёзных недостатков: взаимной чувствительности клавиш из-за общей покровной плёнки, тактильной «слепоты» из-за её амортизирующего действия и, наконец, нелепой мёртвой зоны. Мелочи? Только до тех пор, пока нет нужды работать на компьютере по-настоящему.

Плёночная клавиатура после переделки

Отрегулировать ход клавиш. Для этого снимите пластмассовые колпачки с толкателей (они просто сдёргиваются вверх). Внутри клавиш вы увидите пару контактов, расположенных по разные стороны толкателя, подвижные части которых имеют, в свою очередь, по паре «усиков». Заводская регулировка контактов такова, что при нажатии на толкатель «усики» скользят вниз по неподвижному контакту, проскальзывая по нему, вибрируя и совершая множественные касания, что и обеспечивает так называемый дребезг клавиш, т.е. многократное печатание символа при однократном нажатии на клавишу. Поэтому придётся проделать нудную и кропотливую, но необходимую работу: подогнуть «усики» вниз и внутрь корпусов клавиш. Цель - во-первых, установить «усики» так, чтобы при нажатии на толкатель они вонзались в неподвижные контакты под прямым углом, как штык; во-вторых, сделать минимальным зазор между контактами. Это обеспечит минимальный холостой ход клавиш, и любое нажатие на толкатель, превышающее необходимое, будет только усиливать прижим подвижного контакта и препятствовать его произвольным, неконтролируемым прыжкам. Вторую пару «усиков», чтобы не возиться с регулировкой, лучше заизолировать от неподвижных контактов тонкой прокладкой из изолирующего материала.

Следующая операция - смазка всех трущихся частей внутри корпуса клавиши. Нелепая операция, но увы - они сделаны из плохо подобранных пластмасс! Для смазки рекомендую часовое масло с добавкой графитового порошка (например, из грифелей мягких простых карандашей). Будьте предельно аккуратны, не замаслите контакты!

Регулировка клавиатуры и уход за нею чрезвычайно важны, так как серьёзная работа за плохой клавиатурой приводит к тяжелейшему заболеванию - тендовагиниту (воспаление кистевых сухожильных мешков). Он знаком мне не понаслышке, и потому настоятельно рекомендую не пренебрегайте ничем, что может облегчить работу на клавиатуре!

Пора надевать на толкатели колпачки?

Ещё нет. Во-первых, на них нанесены далеко не все необходимые обозначения. Во-вторых, на двух из них - 0 и Ъ - обозначения ошибочны. В-третьих, все обозначения сделаны неустойчивой к истиранию краской, и клавиатура постепенно «слепнет». Так что владельцам полноходовых клавиатур тоже придётся приобретать деколи. Однако наносить дополнительные обозначения придётся в основном на лицевых вертикальных гранях колпачков, так как клавиш в полноходовом варианте меньше, чем в плёночном. Обзор будет не слишком хорош, но это лучше, чем ничего... С клавиш 0 и Ъ нужно убрать символы фигурных скобок: их место на клавишах Щ и Ш. На клавиши ключей удобно нанести закодированную в них информацию, разместив её справа по вертикали. Одновременно следует укрупнить обозначения знаков препинания, это делается с помощью тонкого сверла, острого ножа и чёрного нитролака.

Когда все обозначения нанесены, покройте колпачки масляным лаком, высушите, тщательно оберегая от пыли, и поставьте на место.

Полноходовая клавиатура имеет целых две «мёртвых» зоны: по клавишам «широкая стрелка вниз» и АР2. Устранить их можно, встроив два микропереключателя типа МТ-1 внутрь пробельной клавиши; кнопки переключателей должны выходить на лицевую вертикальную грань клавиши. Разомкнутые контакты переключателей подключаются тонким гибким проводом параллельно соответствующим клавишам, а в обрамлении клавиатуры (в корпусе компьютера) делаются вырезы в которые кнопки уходят при нажатии пробельной клавиши. Эта доработка полностью оправдала себя на практике.

Работа с клавишами окончена, но «лежащее на поверхности» не исчерпано. Вокруг клавиатуры рекомендую разместить таблицу - подсказку с мнемоникой комбинационных операций и таблицу кодов ASCII. В каждой из трёх частей последней способ нахождения кода одинаков: в качестве первой цифры кода берётся номер части таблицы (0, 1 или 2), в качестве второй - номер столбца, в котором стоит нужный символ, в качестве третьей - номер строки. Например, код буквы J - 074, М - 237.

Последнее, что находится на поверхности, - светодиод, сигнализирующий о включении питания. По его поводу хочу посоветовать сам компьютер и всю его периферию (магнитофон, телевизор и пр.) с выключателями в положении «включено» присоединить к достаточно мощному стабилизатору, а уже последний включать и выключать. Такой способ в максимальной степени защищает аппаратуру от бросков сетевого напряжения, гарантирует воспроизводимость режима работы, позволяет удалить блок питания БК на достаточно большое расстояние, чтобы ликвидировать его паразитное влияние на телевизор и коммутации компьютера с периферией.

Высокая клавиатура после переделки


 

АР2

СУ

М

УСТ.ТАБ

П

СБР.ТАБ

1

красный

Р

2

зелёный

Т

ГТ

3

синий

У

4

чёрный

Э

 

 

Ш

 

 

Ч

 

 

Ъ

 

 

ВС

 

АР2

РЕД

: или

КУРСОР

; или

32/64

,

ИНВ.С

-

ИНВ.Э

.

УСТ.ИНД

/

ПОДЧ.

СБР

РП

СУ+У или СУ+Е

ГРАФ

/СУ+Ф/СУ+Ж

ЗАП

/СУ+Г/СУ+В

СТИР


0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

0

1

2

3

4

5

0

ШГ

 

*ГТ

(

2

F

Р

Z

0

d

n

x

ИСУ

РП

ЗАП

π

0

x

р

э

Ф

П

З

1

ПОВТ.

 

)

3

=

G

Q

[

1

е

o

у

 

 

СТИР

1

и

с

щ

Г

Я

Ш

2

ИСУ

СБР

пробел

*

4

Н

R

\

2

f

p

z

БЛР

 

РЕД

ю

2

й

т

ч

X

Р

Э

3

КТ

ВВОД

!

+

5

?

I

S

]

3

g

q

{

 

 

СБР ↦

а

3

к

у

ъ

И

С

Щ

4

БЛР

РУС

*

"

,

6

@

J

Т

^

4

h

r

|

 

ШГ

курсор

б

4

л

ж

Ю

Й

Т

Ч

5

ГРАФ

ЛАТ

#

-

7

А

К

U

_

5

i

s

}

 

красн.

32/64

ц

5

м

в

А

К

У

Ъ

6

ЗАП

СБР.
ТАБ

$

.

8

В

L

V

`

6

j

t

~

 

зелен.

ИНВ.С

д

6

н

ь

Б

Л

Ж

 

7

ЗВУК

 

%

/

9

С

М

W

a

7

k

u

 

синий

ИНВ. Э

е

7

о

ы

Ц

М

В

 

8

&

0

:

D

N

X

b

8

l

v

 

 

черный

УСТ. ИНД

Ф

8

п

з

Д

Н

Ь

 

9

ТАБ

ВС

'

1

;

Е

O

Y

c

9

m

w

ПОВТ.

 

граф

ПОДЧ.

г

9

я

ш

Е

О

Ы

 


А теперь начнём погружаться вглубь - займёмся корпусом, блоком МСТД и процессорной платой. В корпусе самое интересное - несоответствие отверстий для штекерных вилок диаметру последних. Из-за этого вилка не досылается в гнездо до упора и со временем разбалтывает его. Диаметры всех вилочных отверстий нужно увеличить до 18 мм.

Сзади слева в узкой щели разъёма торчит внушительных размеров коробка блока МСТД. Внутри неё простенькая печатная плата с двумя ПЗУ, двумя резисторами, тремя конденсаторами и ответной частью разъёма - и всё это весит чуть не 100 г и «съедает» 120 квадратных сантиметров стола, а со временем выводит из строя не такой уж крепкий разъём МПИ. А между тем блок МСТД нетрудно убрать в корпус БК и переходить с языка на язык простым нажатием двух кнопок.

Для этого разберём блок и аккуратно отпаяем вилочную часть разъёма: и она, и коробка с винтами нам ещё пригодятся. В плате с ПЗУ просверлим два крепёжных отверстия диаметром 3,2 мм с расстоянием между центрами 88 мм; теперь её можно укрепить на процессорной плате поверх разъёма МПИ, но прежде разрежем дорожку, идущую от выводов ПЗУ за номером 23 там, где она подходит к общей шине, а на процессорной плате прорежем прямоугольное окно 2x7 мм прямо у ножек разъёма МПИ линии B в том месте, где этому не мешает печатный монтаж обеих сторон платы: сюда пройдут провода, соединяющие разъём МПИ с тем, что осталось от блока МСТД. Удалим также с процессорной платы ползунковый переключатель (если он есть), перезапускающий процессор.

 

Процессорная плата с блоком МСТД и переключателем языков

Блок МСТД отодвинут в сторону

Теперь посмотрим на принципиальную схему (рис. 1) будущей переделки. Красным на схеме обозначены элементы МСТД, синим - процессорной платы БК; в зелёном прямоугольнике - новый элемент, переключатель языков. Облегчит переделку таблица соединений. Рис. 2 показывает нумерацию выводов кнопочного переключателя языков (типа ПКн61), который нужно объединить в единый блок с другим таким же, но лишённым стопорного механизма, служащим для перезапуска процессора после перехода на другой язык программирования.

Рис. 1 Рис. 2

 

Точки монтажных соединений БК-0010 и МСТД

Номера контактов

разъёма XT3 БК

МСТД

переключателя

А4

А4

 

А2, В2

А2, В2

3

А14

 

6

А23

А23

 

А25

А25

 

А26

А26

 

А27

А27

 

А28

А28

 

А29

 

11

А30

 

10

А31

А31

 

 

А14

4

 

А29

9

 

А30

7

 

выводы 23
микросхем 018, 019

2

В7

В7

 

В20

В20

 

В22

В22

 

В23

В23

 

В24

В24

 

В25

В25

 

В26

В26

 

В27

В27

 

В28

В28

 

В29

В29

 

В30

В30

 

В31

В31

 

В32

В32

 

Блок переключателей удобно расположить неподалёку от реле PC-15, управляющего работой магнитофона, между теми точками на плате, где ранее был расположен штатный переключатель, перезапускавший процессор. Кнопки выводятся через левую стенку корпуса и оказываются удобно защищёнными его нависающей частью от случайного нажатия.

Теперь БК стал компактнее, а для перехода с языка на язык достаточно последовательно нажать обе кнопки.

Прежде чем собрать компьютер, не поленитесь ещё раз пропаять в нём все соединения (увы, качество заводской конвейерной пайки оставляет желать лучшего); жало паяльника должно быть при этом заземлено, его температура не выше 270°C, в качестве флюса используйте раствор канифоли в спирте. Впоследствии ваши труды окупятся сторицей.

Ещё можно увеличить вдвое тактовую частоту процессора (эта переделка описана в «ИНФО» № 2). При этом можно воспользоваться точно таким же блоком кнопочных переключателей, у одного из которых нет стопорного механизма (SA2). Последовательность их использования такова: сначала переключателем SA2 приостанавливается работа процессора, для чего он переводится в положение, соответствующее нижнему на схеме, затем переключателем SA1 изменяется тактовая частота, и, наконец, возвращением переключателя SA2 в исходное положение процессор снова запускается. Помните, что переключение тактовой частоты при работающем процессоре приведёт к сбою и потере информации и что с магнитофоном БК может работать только при нормальной тактовой частоте.

К сожалению, неизвестно, насколько данная переделка безопасна. Пока такие опыты кончались удачно...

Кстати, SA2 можно использовать в Бейсике для приостановки работы программы аналогично клавише ШАГ в Фокале.

Можно также повысить надёжность срабатывания клавиши СТОП и обеспечить дополнительную защиту контактов клавиатуры от дребезга. Для этого достаточно увеличить ёмкость конденсатора С2 (см. схему БК) до 0,15 мкФ, конденсаторов С3 и С4 до 1,0 мкФ и сопротивлений R3 и R4 до 470 кОм.

Поставив последнюю точку, я загрустил: несмотря на простоту и полезность многих из описанных переделок, широкого распространения, они, видимо, не найдут: ведь побочным их результатом будет отказ мастерских от ремонта вашего компьютера в случае его выхода из строя (весьма маловероятного, впрочем). Но, с другой стороны, накопленный опыт действительно ценен, и возможность пользоваться им нужно дать всем, кто к этому готов.

Итак, продолжим. Теперь настала очередь периферийных устройств. Если в качестве дисплея вы используете черно-белый телевизор, рекомендую закрыть его экран зелёным прозрачным фильтром (они продаются в магазинах бывшего ВТО, ныне Союза театральных деятелей, под названием прожекторных светофильтров). Зелёное свечение экрана благоприятно для глаз - это доказано врачебными исследованиями и практикой. При хорошо подобранных контрастности и яркости изображения время непрерывной работы можно довести до 1,5-2 ч, но всё же лучше делать 15-20-минутные перерывы после каждого часа работы; находиться от экрана надо на расстоянии вытянутой руки. Правила просты, но они позволят вам сохранить зрение и ясную голову во время работы - да и после неё.

Я не стану рассматривать здесь способы подключения БК к телевизору - по этому поводу уже есть немало публикаций. Отмечу только, что применительно к наиболее распространённому телевизору «Электроника-404» оптимальное решение найдено П. Гужа (ИНФО. 1989. №6); оно без труда может быть перенесено на любые марки портативных телевизоров.

В наихудшем положении находятся те, кто использует в качестве дисплея цветной телевизор: хорошего изображения на его экране получить невозможно и использовать для работы с текстовыми файлами нельзя. Посоветовать можно только одно: при работе с текстами отключайте - программным или физическим образом - все электронные пушки кинескопа, кроме синей, а полным их набором пользуйтесь лишь при работе игровых программ.

Самая общая и важная рекомендация в отношении работы с телевизором: внимательно следите за своим самочувствием и немедленно прекращайте работу, если оно начинает устойчиво ухудшаться.

Теперь о магнитофоне. Лучше, если их будет два; оба - с дистанционным управлением работой двигателя и низкого (не выше третьего) класса (высококачественные магнитофоны, как ни странно, хуже воспроизводят сигнал БК!). Зачем нужен второй магнитофон? При обменах программами чужие кассеты часто не читаются из-за несоответствия установке головки вашего магнитофона; её приходится перенастраивать, потом возвращаться к «своей» установке... В итоге многократного выполнения этих операций вы станете обладателем набора программ, для считывания каждой из которых нужно особо регулировать головку.

При наличии же двух магнитофонов один используется только для своих кассет, а другой - для чужих; для упрощения перенастройки его головки удобно заменить винт регулировки её положения на другой, более длинный, торчащий из корпуса, что позволит регулировать головку без применения отвёртки, просто пальцами. В корпусе, естественно, нужно сделать прорезь, чтобы новый винт не мешал перемещению головки вперёд-назад.

 

Далее приведена схема БК-0010

 

Разводка цепей питания

Номинал

Устройство

Контакт

+5В

D2, E1, E2, E4-E8

1

DS1-DS16

8

D1, D3, D5-D7, D9-D11, D13, D20, D21

14

D8,D12,ХТ1, ХТ2

16

D15-D18, D22-D25, DS17-DS19, XT8

24

D4, D14, D19

42

Общий

Е3

1

D1, D3, D5-D7, D9-D11, D13, D20, D21

7

D2, D8, D12, XT1, XT2

0

D15-D18, D22-D25, DS17-DS19, XT0

12

DS1-DS16

16

D4, D14, D19

21

 


sch1.png

sch2.png


Удивительно, но очень немногими пользователями БК осознаётся удобство дистанционного управления двигателем магнитофона. Впрочем, зачастую такая возможность в магнитофоне просто отсутствует. Между тем дистанционное управление чрезвычайно удобно: компьютер сам в нужные моменты включает и выключает двигатель магнитофона, а человеку остаётся лишь подготавливать соответствующий режим работы. Если же дать возможность компьютеру переключать ещё и режимы «запись - воспроизведение - перемотка», а также определять (хотя бы приблизительно), какое место ленты находится перед головкой... Но об этом как-нибудь после. Сперва - дистанционное управление двигателем

Сделать его очень просто. На рис. 3 приведено одно из возможных решений этой проблемы для магнитофона «Легенда-404». Аналогично может быть доработан и любой другой магнитофон.

Рис. 3

Эта схема рассчитана на тех, кто не хочет пользоваться специальной заглушкой для отключения в магнитофоне дистанционного управления. Им придётся переделать включение реле PC-15 на процессорной плате БК на обратное (рис. 4).

Рис. 4

Извините, что заставил вас ещё раз вскрывать компьютер; чтобы не повторять этого, подключите заодно параллельно гнёздам 2 и 3 разъёма «МГ» конденсатор ёмкостью 0,1 мкФ. Это существенно улучшит качество записи программ. Опытные пользователи подбирают для разных типов лент различные RC-фильтры и подключают их по мере необходимости, однако это под силу далеко не всем. Приведённая же рекомендация даёт достаточно хороший результат в большинстве случаев.

Многолетняя практика подсказала ещё один простой приём, значительно увеличивающий надёжность считывания длинных программ: в магнитофонную кассету позади прижимной планки с фетровой подушкой вводится небольшой кусочек поролона (рис. 5).

Рис. 5

Это практически полностью устраняет продольные колебания ленты, и процесс считывания идёт без сбоев даже при сильно изношенных магнитных головках. Лучше провести подобную доработку для всех используемых кассет сразу, чтобы потом случайно не попасть впросак.

К сожалению, этот приём несколько увеличивает износ головки, однако выгоды от его использования превышают потери.

Следующий важный момент - юстировка магнитной головки. Без объяснений понятно, что правильность положения головки - главный параметр, определяющий надёжность считывания.

Существуют два основных способа юстировки: на слух и с помощью специальных тестирующих программ. Первый сводится к такой регулировке головки, чтобы при воспроизведении программы были максимальны уровень громкости и слышимость высоких, «звенящих» звуков. При известных навыке и остроте слуха он даёт хорошие результаты. Более надёжен, однако, второй способ. Наилучшей программой, разработанной для его реализации, является TESTMAG С. Гуторенко (ИНФО. 1988. № 5). Она выводит на экран специфическую двугорбую кривую, вид которой зависит от качества юстировки и служит руководством к действию. Работа сводится к такой установке головки, при которой расстояние между вершинами горбов максимально, а их форма близка к идеальной. Юстировка проводится быстро и качественно.

Имеющийся в системном обеспечении БК внутренний тест магнитофона (тест № 5), к сожалению, неуклюж и отнимает много времени.

Окончание следует.


 

Многоголосие на БК-0010

Приводимая программа наверняка доставит немало приятных минут начинающим и опытным пользователям БК: она открывает ранее неизвестные музыкальные возможности и позволяет проанализировать работу встроенного таймера, недостаточно хорошо известного рядовым пользователям. Может быть, эта программа вдохновит кого-нибудь на создание многоголосых мелодий на этом от природы одноголосом компьютере, тем более что для этого не потребуется никаких аппаратных доработок.

Вот текст программы:

1000А
12737,140,177706,12737,40,177712,12700,
4,12701,2000,5341,3402,77003,770,13711,
177710,52737,100,177716,42737,100, 177716,757

Она засылает в ячейку 1016 значение, определяющее число звуковых псевдоканалов, в приводимом варианте их 4, однако диапазон засылаемых значений простирается от 1 до 340. Управлять звуковой октавой можно, меняя содержание ячейки 1002, а ячейка 1010 может принимать значения 20, 40, 100, 200, 60, 140, 300, 160, 340, 360. Регистр 177706 определяет диапазон счётчика 177710, а регистр 177712 управляет скоростью работы таймера.

С. Ивашинников

 

Калейдоскоп

А. ИВАНОВ (г. Свердловск) предлагает команду FIND «имя-ASC» в программном режиме заменять операторами OPEN «имя. ASC» FOR INPUT и CLOSE; перераспределять память с помощью программируемых ключей:

10 KEY1,"CLEAR200.адр."+CHR$(10)
20 KEY2,"DEL10-20"+CHR$(10)
...
...
NN ?"Нажмите клавиши AP2/1,AP"/2 и AP2/5
NN+1 END

Здесь «адр.» - адрес свободной области.

 

 

А. БОКОВ {Москва) предлагает для Фокала осуществлять ветвление программ по выбору, делая аргументом оператора G имя переменной, например:

1.02 S K(1)=1.1;S K(2)=2.2;S К(3)=3.3;...К(10)=10.1
1.03 А "Введите номер N",N
1.04 G K(N)
1.05 Q
1.10 T !"ПЕРВЫЙ
1.19 Q
2.20 T !"ВТОРОЙ
2.29 Q
3.30 T !"третий
3.39 Q
...
10.10 T !"ДЕСЯТЫЙ
10.19 Q

 

П. ЛУЧКА (пос. Новотошковский, Ворошиловградская обл.) предлагает переходить из Бейсика в монитор без нарушений программ и определений функциональных клавиш по командам: DEF USR0=&O100400 и A$=USR0(A$), могущим исполняться и программно. Возврат в Бейсик - по клавише СТОП.

 

 

Б. ПОЛТОРАНИН (г. Ташкент) предлагает процедуру восстановления исходного состояния экрана проводить программным образом, используя следующую подпрограмму:

19.10 S X=FX(1,40);I (X)19.2.19.5;D 19.3;G 19.5
19.20 I (X+1)19.4
19.30 X FCHR(155)
19.40 X FCHR(157)
19.50 S X=FX(1,44);I (X)19.55,19.7;D 19.6;G 19.7
19.55 I (X+1)19.65
19.60 X FCHR(159)
19.65 X FCHR(156)
19.70 S X=FX(1.56);I (-X)19.8;R
19.80 X FCHR(154);R

 

 

А. ЛАНЕЕВ (г. Ташкент) прислал сразу четыре предложения. Первое - способ убирать служебную строку и вводить в неё сообщения:

10 POKE &O160,&O40000+M
20 ?"..................

Здесь М - номер позиции в служебной строке.

А вот процедура однократной прокрутки экранной страницы

10 INPUT "Скорость, прокрутки";N
20 CLS
30 .....
40 .....
50 .....
60 .....
70 .....
80 .....
90 .....
100 FOR P=-5416 TO -5160
110 POKE -76,P
120 FOR R=1 TO N
130 NEXT R,P
140 END

Между строками 20 и 100 производится прорисовка экранной страницы (число соответствующих строк произвольно). В строке 140 вместо END может стоять RETURN если процедура реализована как подпрограмма.

Возвратиться в Бейсик из монитора без потери текста программы можно по команде ? S123222 <ВВОД>

И наконец, имитация оператора PLAY для БК.

10 FOR J=1 TO 10
20 READ R
30 FOR A=1 TO 20/R+8 ’задание темпа проигрывания
40 POKE &0177716,64
50 FOR E=1 TO R
60 NEXT E
70 POKE &O177716,144
80 NEXT A,J
90 DATA 1,2,3,4,5,6,7,8,9,1 ’задание нот (1-9)

 

Появившееся в продаже координатное устройство ввода («мышь») УВК-01 заинтересовало многих владельцев БК-0010. В редакцию начали приходить вопросы о его использовании. Сегодня консультант И. Панченков рассказывает о том, как подключить УВК-01 к БК.

Прежде всего нужно вставить вилку УВК-01 в разъём УП БК, затем включить БК. На экране монитора появится отклик

?00 AT 0.00
ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ
*■

Теперь нужно нажать одновременно клавиши АР2 и ; и отпустить их. На экране появится отклик

*■

Нажмите ЛАТ ЗАГЛ Р Т ВВОД; появится отклик +; нажмите РУС Т С; появится отклик $. Теперь введите 1264 АИ... 127000... и далее все коды программы, приведённой на с. 6 описания УВК-01. Не обращайте внимания на числа, появляющиеся на экране после ввода запятой.

После ввода всех кодов программы нажмите СТОП, ЛАТ, введите 1264G. Если программа введена правильно, на экране появится отклик и установится связь между УВК-01, БК и монитором. Теперь, перемещая УВК-01 по столу, можно рисовать на экране.

Если же отклика не появится, нужно проверить правильность ввода программы, для чего нажать СТОП, СБРОС, а затем одновременно АР2 СУ У. Затем нажмите РУС, введите 1264 АИ и далее, нажимая клавишу «запятая», шаг за шагом проверьте правильность всех введённых кодов. При нахождении ошибки исправьте её и повторите запуск программы (СТОП, ЛАТ, 1264G).

Правильно введённую программу запишите на магнитную ленту: она является драйвером УВК 01 и пригодится впоследствии при работе с графическими редакторами. Её данные адрес загрузки 1264, длина 320.

Сейчас уже есть мощные графические редакторы, в которые этот драйвер входит составной частью, например редактор Р01М (автор А. Бакерин, Москва). Появляются и игровые программы с управлением от этой «мыши». Не забывайте, что использование «мыши» вне соответствующих программ практически бессмысленно.

 

Performed by © gid, 2012-2024.